Оригинал в данный момент не доступен.
Это резервная копия поисковой машины "Bard.ru"
НОВАЯ ГАЗЕТА №26, 12-15 апреля 2001
ВСЕ ДЕТИ ХОТЕЛИ СТАТЬ КОСМОНАВТАМИ,
А Я - БЕНДЕРОМ
И мечта сбылась.
6 апреля бард (по мнению Тимура, промежуточное состояние
между Бодлером и борделем)
был награжден премией "ЗОЛОТОЙ ОСТАП"
Я познакомился с Тимуром при обстоятельствах более чем комичных.
Он должен был играть в Театре песни "Третье ухо", где меня угораздило работать
арт-директором.
В предконцертной неразберихе я тормознул худощавого юношу
в очках, рвущегося в зал без билета: "Вы куда, молодой человек?" Юноша,
при ближайшем рассмотрении оказавшийся уже и не юношей вовсе, робко улыбнулся
и сказал: "А у меня здесь концерт". Пришлось пропустить.
С тех пор прошло всего года полтора, но Тимур, тогда только переехавший
из Карачаево-Черкессии в Москву, освоился подозрительно быстро. И сейчас
уже может потягаться популярностью практически с кем угодно из старших
коллег.
Наш разговор состоялся накануне вручения Тимуру Шаову премии
"Золотой Остап". К моменту выхода интервью в свет все уже будут знать,
что именно он стал ее обладателем. (Некоторые реплики - С.К.- принадлежат
гитаристу Сергею Костюхину, в паре с которым Тимур играет в последнее время.) |
|
-|Давайте начнем с "Золотого Остапа".
- Организаторы по-звонили моему продюсеру и поздравили, они же заранее
определяют лауреатов. Вот, говорят, порадуйтесь.
- До сих пор радуетесь?
- Радуюсь, конечно, но все время радоваться, по-моему, глупо. Неожиданно
все получилось, даже мысли об этой премии никогда не возникало.
- Когда вы познакомились с г-ном Бендером и в каких отношениях находитесь
сейчас?
- Как все просвещенные люди нашей страны. Лет в 12-13, наверное, так
что давно знакомы. Дружим.
- В детстве с кем из книжных персонажей любили себя и идентифицировать?
- С Бендером, конечно. Именно. Это был кумир.
- Без шуток? Награда нашла своего героя?
- Без шуток. Не потому, что он был мошенник, а потому, что он был веселым
человеком. Другие дети хотели стать космонавтами, а я хотел стать Остапом
Бендером.
- С гитарой познакомились уже после "12 стульев"?
- Чуть-чуть. Лет с тринадцати пытался по ноткам что-то играть. Ходил
на занятия, но быстро бросил это дело - увлекся созданием вокально-инструментального
ансамбля.
- Как же вы в барды переквалифицировались?
- Наш ансамбль был для нас частью жизни. Мы были готовы ехать в любую
деревню, любой аул, чтобы сыграть там на танцах. И старались утащить с
собой побольше, потому что аппаратуры катастрофически не хватало и звук
обычно был не очень хороший. Тащили все это на себе, пешком. Было огромное
желание показать людям, что ты делаешь, но никогда не было стремления окунуться
с головой именно в авторскую песню. Как-то специально я в нее не уходил,
она очень постепенно влезала в мою жизнь. И теперь уже влезла настолько,
что пришлось заняться ею профессионально.
Жанр многое диктует. Рассказывать большие баллады в рок-н-ролльном
стиле невозможно, хотя пара вещей у меня есть чисто роковых. Но когда я
слушаю авторскую песню - скучаю.
Я вообще не стараюсь придерживаться определенной стилистики. "О вреде
пьянства" я написал в стиле кантри. У меня есть идея написать танго. Хочу
цыганскую песню написать, даже начало есть: "Эй, ромалы, ёлы-палы". Кому
нужны стандартные гармонии, стандартные ходы?
- Как же вы при таких кощунственных взглядах стали лауреатом Грушинского
фестиваля?
- Случайно. Приехал туда сам по себе в 1995 году. С моим другом Мишаней,
которому будет потом посвящена песня "Письма израильскому другу". Мы жили
тогда в городе Архыз, взяли палатки и попёрлись
на этот Грушинский фестиваль. Хорошо что Борис Вахнюк до этого приезжал
в Архыз и услышал мои песни, когда был в жюри местного фестиваля. Смотрю,
он сидит на прослушивании, я - к нему. Прошёл на следующий тур, потом еще
дальше и... стал лауреатом. Обо мне сразу забыли, как и о большинстве Грушинских
фестивалей. Когда мы опоздали на поезд и у нас не было денег купить другие
билеты, Мишка ходил по вагонам и кричал: "Подайте денег лауреату Грушинского
фестиваля!" Я еще предложил: "Может, медаль продадим?" - мне там
медаль большую дали. Мы уехали только на следующий день, когда добрые люди
дали нам денег, - пришлось ночевать под Самарой.
- Вы - единственный молодой бард, за последнее время прорвавшийся
в когорту ведущих, сформировавшуюся достаточно давно. Как так вышло?
- Благодаря "Московским окнам". Конкретно благодаря Володе Розанову,
откопавшему мою кассету среди многих других, и Евгению Вдовину, ставшему
моим продюсером. Если бы не они, наверняка я до сих пор сидел бы у себя
дома, изредка выезжая на какие-нибудь фестивали. Конечно, автор должен
что-то из себя представлять, но все-таки надо жить в Москве и показываться,
где только возможно. С периферии пробиться абсолютно невозможно. Есть Гриша
Данской - замечательный автор, но он не москвич, из Перми. Я люблю Валеру
Митрофаненко из Ставрополя, тоже совершенно замечательный автор. Много
тех, кого мы не знаем, а потом удивляемся: "Ах, какой интересный человек".
Очень много людей, только попробуй пробейся! Раньше были препоны цензурно-идеологического
характера, теперь - препоны нашего рынка дурного.
- Как давно закончилась ваша карьера врача?
- В августе исполнится два года. Недавно увидел какое-то лекарство
в аптеке и понял, что не знаю, от чего оно. Это было шоком.
- Почему так получилось, что рок и авторская песня долгое время были
непересекающимися потоками, и только сейчас наметилось какое-то взаимопроникновение?
- Мне кажется, что в роке и авторской песне много общего. Те же Макаревич,
Цой, Гребенщиков, Шевчук интересны, конечно, и своей энергетикой, но в
первую очередь - своими текстами. Именно это роднит наш рок и авторскую
песню.
С. К.: Мне вообще кажется, что многие из них исполняют
авторскую песню, пользуясь только формами рок-музыки, главное - текст.
- Тем не менее сложилась такая ситуация, что представители этих культур
с некоторым пренебрежением относятся друг к другу.
- Ну да: "От барда слышу!" Есть некоторая консервативность как ортодоксальной
бардовской, так и рок-н-ролльной тусовки. Хотя, скажем, группа "Грассмейстер"
прижилась на бардовских слетах.
С. К.: Разделение скорее по секторам публики. Сами музыканты
с гораздо большим удовольствием контактируют друг с другом, чем их публика.
- И в чем, на ваш взгляд, противоречие между эстетикой рока и эстетикой
авторской песни?
- Я сужу со своей точки зрения, поскольку мне трудно влезть в шкуру
другого человека. Сам не понимаю, что мешает. Мне, например, ничего не
мешает. Могу слушать Никитина до двух часов ночи и в этот же день слушать
группу "Дорз", с таким же удовольствием. Хотя я понимаю, что у того же
Никитина, допустим, сложилась уже достаточно возрастная публика и им тяжело
воспринятьчто-то новое, а вот что мешает молодым - я не понимаю. Чтобы
понять, надо слушать. А ведь не слушают, потому что наблюдается дикий снобизм:
"А-а, это же барды". Или: "А-а, это же рокеры". Инерция мышления - страшная.
Ты сходи, послушай, А потом только суди.
С.К.: Стравинский говорил, что публика вообще больше склонна
к узнаванию, нежели к познанию. Чтобы понять что-то новое, надо вслушиваться,
чесать репу, как-то менять себя. Поэтому так по "секторам" публика и делится.
Т.Ш.: Мне кажется, на моих концертах публика разнородна, там
собираются люди, которые слушают и рок-музыку, и авторскую песню. Масса
записок примерно следующего содержания: "Мы вообще-то бардовскую песню
не любим, но вас мы слушаем с удовольствием". Меня это радует. Я считаю,
что стереотипы надо ломать.
- Никогда не пробовали себя в качестве рекламиста? В Киеве мои знакомые
делали фестиваль, используя слоганы из ваших песен: "если вы не путаете
Сартра с сортиром, Бодлера с борделем, а Рембо и Рэмбо для вас - разные
люди, тогда мы ждем вас...", и т.д.
Т. Ш.: Да, я пробовал делать заказные вещи.
С. К.: Оформлял издания Сартра, Бодлера и Рембо...
Т. Ш.: Ко мне обратились потому, что людям хотелось не просто
кондовой рекламы, а с каким-то приколом. Я целую песню написал, рекламировал
пюре в стаканчике "Люкс-экспресс". Хорошая песня получилась, даже жалко
было отдавать. Вроде бы реклама и не реклама одновременно. Как раз рок-н-ролл
получился. Было, чего греха таить. И "хаммеровскому" джипу написал... Но,
даже делая рекламу, я остаюсь самим собой. Не хочется банальностей, хочется,
чтобы было смешно и в тоже время предельно доходчиво.
- Могли быть у Тимура Шаова какие-то альтернативные жизни? Непохожие
на карьеру врача и барда?
- Наверное, нет. Профессия врача - это без вариантов. Когда работал
доктором, с ужасом думал: "Блин, а если бы я был бухгалтером? Или сидел
в каком-нибудь НИИ?" Тоска же смертная. Так что, наверное, всё то
же самое повторилось бы. Сейчас чувствую внутреннюю гармонию, хотя есть
тоска по прежней профессии, и это гармонию немного нарушает. Но в целом
всё хорошо.
|