Новые песни старого фестиваля

Когда два года назад после вынужденной семилетней «безнадеги» состоялся, наконец, вновь на Мастрюковских озерах у Куйбышева XIII туристский фестиваль патриотической песни имени В.Грушина, это был праздник! Воскресал самый крупный туристский фестиваль страны, а вместе с ним славные традиции песенного - духовного! - общения. Это было главным.

И вот на днях отзвенел гитарами уже ХУ Грушинский. Прежняя эйфория естественно прошла, и сегодня нельзя не заметить: популярный фестиваль сильно изменился...

Теперь, слава богу, можно не опасаться: никто фестиваль не прикроет. И в назначенный срок напротив Песенной горы и синего озерца с прилепленной к берегу гитарой-поплавком мгновенно, на глазах, раскидывается целый палаточный город. Там и сям бренчат шестиструнки, с различных эстрад поют кандидаты в лауреаты; «Надя шести лет ждет родителей у пресс-центра» - извещают развешанные на деревьях колокола; булькают котелки на специальных костровых площадках; валит по «проспектам» полуголая, босая толпа, любопытствующая, смешливая, праздно озабоченная. А вечером гул, свист, аплодисменты, бесчисленное мерцание фонариков со склонов горы навстречу рвущейся с Гитары песне. Треск фейерверка. Бессонная ночь Большого концерта. Зрелище...

Могли ли представить себе подобное те несколько сот туристов, собравшихся в 1968 году на кордоне «Колоды» в Жигулевской Каменной чаше? Они тогда вспоминали Валеру Грушина, простого, честного, компанейского парня, студента Куйбышевского авиационного, погибшего, спасая детей, на таежной речке Уде. Многие знали друг друга по совместным походам, и не было чужой палатки - везде ты друг, брат, заходи, ешь, пей. И песни были нехитрые. И фейерверки не пускали.

А сегодня в Мастрюки слетелось, съехалось около 80 тысяч человек из 154 городов Союза (это по данным организаторов, причем наверняка неполным), аккредитовано примерно 100 корреспондентов от 60 изданий, редакций, радио и телевидения.

Фестиваль стал модным.

Организаторов волнуют три технические проблемы: звук, питьевая вода и, простите, туалеты. Романтика фестивального костра отступает перед деловитостью и предприимчивостью: на поляне жарят шашлыки кооперативщики, представители сорока городов - от Москвы до Караганды - торгуют значками, вымпелами, майками, кепками, календарями с фестивальной символикой и, конечно, портретами Высоцкого. На Гостином дворе откровенная спекуляция атрибутикой пресекается сотрудникаи милиции.

Тысячи людей кидаются в взбаламученное, усеянное обрывками лилий озеро, а на берегу идет сбор подписей в защиту Жигулей. Парадокс? Куда деваться - жарко. Сил городского комсомола - одного из главных устроителей Грушинского - явно не хватает. В фестиваль вкладывают деньги хозрасчетная фирма «Праздник», БММТ «Спутник». Предлагают себя в спонсоры КамАЗ, ПО «Экран» и другие крупные предприятия. Им нужна реклама. А фестивалю? «Не уйдут ли с Грушинского грушинцы?» - в последнее время вопрос не просто риторический.

Фестиваль туристов превращается в пикник, в народное гулянье. Наверное, это неизбежно. Почитатели Визбора, Егорова, Вахнюка, Панюшкина растворяются среди как бы гостей, как бы посторонних. И не удивляешься магнитофонной Пугачевой, металлическому року или дискотекам у палаток.

Изменилась и авторская песня - основное внутреннее содержание Грушинского. Туристического в ней осталось мало. Глубокая лиричность, эмоциональность старого поколения бардов сменилась жестким, порой горьким социальным анализом. Повысилось исполнительское мастерство - это признается всеми, - качество музыки и стихов.

Профессионализм... Хорошо это или нет? Прекрасный автор-исполнитель Андрей Ширяев уже год как артист Целиноградской филармонии, и за подобными примерами не надо далеко ходить.

Да, чему быть, того не миновать.

На утреннем концерте лауреатов неизменный ведущий Борис Кельман предлагает всем вместе спеть под занавес традиционную визборовскую «Вот это для мужчин...»

- Ну, давайте, - просит Боря, - на прощанье. Так всегда было...

Лауреаты вежливо отказываются.

- Ребята, что же вы? Ну?.. - и растерянно обращается к слушателям с Горы, - есть тут кто-нибудь, кто знает эту песню? Есть, есть. Пока есть...

Михаил Круглов
«Огонек» № 31, 1987

Бард Топ TopList

Реклама: