О чем речь? В конце марта Михаилу Анчарову исполнилось бы 75 лет. Замечательный
бард, популярнейший писатель 60-х и 70-х годов, автор одного из первых
отечественных телесериалов... Фигура загадочная -- при всей его популярности
не вошел в «джентльменский набор» любителей авторской песни. Фигура знаковая
-- тихий лиризм Анчарова на десятилетия опередил возникновение жанра «магнитофонной
песни». Фигура разноплановая -- Анчаров остался в своей прозе, в своих
телевизионных работах, в своих песнях, но не оставил единого «кода», ключа
к прочтению... Тем не менее в нашей рубрике «Голоса» появление Михаила
Анчарова совершенно закономерно. Ведь нужно помнить не только вершки, но
и корешки.
-- Когда и в связи с чем вы начали писать песни?
После войны мне не захотелось писать. Противостоять было нечему, потому что война-то кончилась, а мои песни военных времен были нацелены на то, чтобы сохранить ту ноту домашности, что ли, и человечности, ради которой весь сыр-бор был. Мирные ценности. А после войны их отстаивать было не нужно. Они как-то уже не пелись. И, кроме того, уж очень удручали песни, которые тогда сразу после войны пошли. Помню, была какая-то песня про пограничника, что вот он возвращается и видит -- девица наливает воду. Откуда-то она там льет воду. Он попросил попить, она ему налила -- он пьет, она ему снова налила -- он снова пьет, снова налила -- снова пьет... И все. Эта песня как бы считала меня за дурака, а мне это было неприятно, потому что, как мне кажется, я не вовсе дурак. Ну а потом прошло как-то много лет -- вдруг снова возобновился интерес к военным песням. Фронтовые песни стали петь. То есть людей потянуло на другом витке к тому же самому. Тогда и я начал писать заново... «Анчаров, до того как он начал писать телесериал «Соседей по квартире»...
он до этого писал песни. И у него песни были хорошие. Я очень любил его
песни: он про Благушу писал...
-- Когда и в связи с чем была написана песня «Тихо капает вода»? Тихо капает вода (кап-кап),
Капли бьются о стекло (кап-кап),
-- Сейчас попробую вспомнить... Был разговор с одной девчонкой. Я ее спросил: «А вот какую бы ты хотела песню услышать?» А тогда были стихи самые разные: и переусложненные по форме и просто примитивные. И вот она мне сказала -- мне понравилось это -- она сказала: «Мне бы хотелось услышать стихи -- как жемчужинка!» Я говорю: «Ну что ты имеешь в виду?» -- «Ну, как японская танка». Знаете, такие вот стишки в несколько строчек, там страшно простые образы какие-то, чистые обозначения, там никаких таких очевидных метафор нет -- там метафора скрытая. «Проплывают рыбы и черепахи» -- и вдруг берет! Простота такой степени, сверхъестественная простота. Вот у живописцев -- не знаю, как сейчас, -- было такое выражение: «Вещь, написанная нетом». То есть не поймешь, чем: грязью не грязью, черт его знает, что-то намешано... Но возникает колорит, какая-то серебристость возникает. То есть не поймешь, чем. Неповторимые вещи. «Картины, написанные нетом». И в японской танка и в русской поэзии есть какие-то сверхъестественной простоты строки... Вот эта самая песенка «Кап-кап» -- совершенно непритязательная, внешне, во всяком случае. Я не знаю, как она вами воспринимается, потому что прошло пятьсот тысяч лет с тех пор. Дело в том, что эту песенку я писал месяца полтора. А там всего-то пять слов каких-то, они так поворачиваются незатейливо. Но я хотел, чтобы она была литая. Ну вот то, что я мог в то время, я сделал. Вот она живучая, почему живучая -- до слушателя доходит, что это не просто так, а что-то еще есть, хотя внешне -- простой набор обыкновенных слов. -- Правда ли, что Райкин хотел вставить эту песню в свой спектакль?
БЕЛЫЙ ТУМАН Звук шагов, шагов да белый туман...
В тех шагах, шагах -- и твои шаги,
Ты уходишь, друг, от меня, меня...
И не видно лиц -- все шаги одни.
-- Какую песню вы бы назвали «авторской»?
Что-то незаметное мелькнуло, где-то в подсознании застряло. Потом вспоминаешь, что однажды, между прочим, ты поймал ее взгляд, когда она на тебя смотрела в зеркало. А взгляд был о-ох какой! Совершенно другой. Это промелькнуло как случайность, а потом именно оно начинает расти, расти, расти и открывает всю суть дурацкого этого посещения. Понимаете? Вот так. И вот в неискренней песне, как бы автор ни хотел понравиться окружающим, где-то постепенно начинает возникать раздражение -- кокетничает, что-то обыгрывает: или свою бурность и бравурность, или такое мужское распрямление плеч и выпячивание грудей, или даже такую свою слабость, этакую надземность -- не от мира сего. Выпячивает! Вот такие дела... Или вдруг он впадает в антиквариат: «сауре», «канапе», «манжеты», «горжеты» и прочие дела. Таким нафталином начинает попахивать. Сейчас все начали кокетничать родословными, все ищут каких-то предков. Нету их -- их выдумывают. И так далее, и так далее... Тебе дают залежалый товар. На дурака рассчитанный. У меня есть такая песня -- «МАЗы». Написал одну строфу, и она у меня застряла, и несколько лет я не мог к ней вернуться, и не мог понять -- почему? У меня было такое там, такие строчки: Видишь... на паперти неба
И я застрял. В той же самой грязи. Ничего сделать не могу. Что такое?! И года через полтора или два я вдруг понял, что всего одно словечко -- «на паперти» -- из другой оперы. Я чувствовал, что напишу оду этому «МАЗу», этому водителю «МАЗа», потому что где-то во мне зрели строчки, о которых я даже не подозревал: Знаешь, крошка, зачем я гордый? --
Я ведь даже не знал об их существовании, но я знал, что родится такое отношение вот к этому всему. Ну и возвысил -- словесно, литературно, книжно. Это «на паперти» -- это уже пошел нафталин. И только когда я догадался написать: Видишь, крошка, -- у самого неба
И тогда это дело пошло. Это пошло трудно, но по-другому. «МАЗ» Нет причин для тоски на свете:
Пару бубликов и лимончик,
Видишь, крошка, -- у самого неба
Я начальник автоколонны,
Что за мною? Доставка добычи,
А сегодня -- Москву проходим:
Два часа просто так теряю,
Что за мною? -- все трасса, трасса
Что за мною? -- автоколонны,
Крошка, верь мне: я всюду первый --
Слышь -- «бузит». Ты такого слова
Мужа жди по себе, упрямого:
Закрывают. Полкруга ливерной!
Ладно, ладно... Иду по-быстрому,
Укатал резину до корда --
Песня, она уже видна, когда ты пишешь. Не потому, что ты как дурак шел
наобум, нет, а потому, что ты нащупал словами то состояние и искал тот
словарь и ту пластику, которые были бы адекватны тому, что ты чувствуешь.
Хоть приблизительно.
-- Расскажите о ваших встречах с Владимиром Высоцким?
ПЕСНЯ ПРО НИЗКОРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА,
Девушка, эй, постой!
Из госпиталя весной
Асфальтовая река
О времени том -- молчок!
Давно утихли бои --
Осенью -- стой в грязи,
-- Михаил Леонидович! Большое спасибо вам за ваше творчество. Когда
я прочитала «Самшитовый лес», я просто обалдела -- в хорошем смысле слова.
Вначале было как-то удивительно: чушь какая-то, ни на что не похоже. Но
потом это был сплошной восторг, просто не хватает слов. Мы с друзьями смаковали
каждую фразу. Очень было жаль, что скоро все кончится, что снова начнутся
будни.
-- Расскажите о телесериале «День за днем»...
Все ясно. Я ее локтем толкаю: «Да погоди! Ну ты посмотри!» -- «Да-да-да-да!..» У нее уже готовая рецензия, уже примеры приведены. Знаете, как в свое время боролись с брюками: с узкими брюками -- плохой человек, с широкими -- получше. Потом наоборот поменялось все. Она наперед все знает, критикесса. Есть ее жесткие параметры: совпадают -- плохая вещь, не совпадают -- хорошая... В результате телесериала было такое. Города опустели. Впрямую. Ну не может быть, чтоб от чистой халтуры пустели города! А потом -- мешки писем. Мешки! Думаю, если б вам пришли мешки писем вот такого содержания, вы бы не устояли. Знаете, становится как-то наплевать на все остальное. Ведь меня ж хвалили не за то, что я красавец с голубыми глазами, стою посередине телевизора... Не за это хвалили! Вот песня из этого спектакля -- «День за днем»... ПЕСНЯ О РОССИИ Ты припомни, Россия,
И сто тысяч надежд
И свирепая нежность
На твоих рубежах
На краю городском,
Чтоб летящие к звездам
Только что там зима! --
Скорлупу разбивает
Я люблю и смеюсь,
Ты прости, если лучше
Публикация
60-е годы. В Крыму с Джоей Афиногеновой.
Фото из архива И. Анчаровой "ОГОНЕК" №14 (4641) апрель 2000
|
|
---|