Дмитрий Сухарев: К ПОЭТУ С. ПИТАЮ ИНТЕРЕС
Вынесенные в заголовок строчки
принадлежат Дмитрию Сухареву, а поэт С. — Борис Слуцкий. Но и я бы мог
подписаться под ними. Только в таком случае эти нехитрые строчки обрели
бы некоторую полисемию — под поэтом С. подразумевался бы, помимо Слуцкого,
и сам Сухарев...
Интерес вызывают и внешние
обстоятельства его жизни, и внутренние, тайные, определяемые почти невозможным
словом "поэт" (вспомним Маяковского: "Поэт — этим и интересен").
Ну прежде всего — не вызывает
сомнения и даже задокументировано раздвоение личности Дмитрия Антоновича.
Он и поэт Сухарев, он же и ученый, доктор биологических наук Сахаров (попробуйте-ка
представить Сахарова, который в то же время и Солженицын!).
Но даже тот, кто не знает
ни ту ни другую ипостась Дмитрия Антоновича, хотя бы раз в жизни слышал
"Alma mater" или, допустим, "Бричмуллу". Другое дело, что, возможно, приписывал
эти песни целиком и полностью их исполнителям и композиторам Виктору Берковскому
и Сергею Никитину.
А есть и такие (сам встречал),
кто, наоборот, считает Сухарева исключительно бардом. Но все это внешнее,
а любопытство ко всему внешнему недолговечно.
Так что же уже много лет
определяет мой интерес к поэту Сухареву?
В первую очередь, пожалуй,
то, что при всех своих ипостасях Дмитрий Сухарев в нашей литературе был
и остается обреченным на одиночество и очень достойно несет свой крест.
В генерацию поэтов-фронтовиков,
наиболее близких ему по духу, он не попал в силу возраста. К шестидесятникам
"не причислился" в силу характера (по-моему, главные его черты — щепетильность
и скромность), к "тихим" лирикам-деревенщикам — в силу географического
положения и учености. Ну а авангардистом никогда не был — не считал для
себя обременительными каноны классического русского стиха.
Одиночкам в литературе сложнее
всего. Промышляющие в этом поле стаи раньше могли и загрызть. Сейчас же
они приватизировали каждая свой кусок и чужаков-одиночек просто не подпускают.
Уже давно процветает корпоративная цензура, главное оружие которой замалчивание
несвоих.
А Сухарев, повторяю, вполне
свой разве что для поколения Слуцкого, Самойлова, Кульчицкого, Когана,
Левитанского... (Никого из названных уже нет среди нас.)
И одно из лучших стихотворений
Сухарева посвящено, именно этому поколению. Буду цитировать по памяти:
Вспомните, ребята, вспомните,
ребята -
Это только мы видали с вами,
Как они стояли у военкомата
С бритыми навечно головами...
Потом и перед Афганом, и
перед Чечней тоже стояли у военкоматов "с бритыми навечно головами", но
уже не было тех младших мальчишек, которые бы могли так увидеть и так запомнить.
И это разобщение общества,
как трещина, прошло через сердце поэта (да простится мне пафос затертой
цитаты) — аж в семидесятые он написал:
Не стреляй в меня, бедный
студент,
Как пойдет заваруха...
(Причем студента этого называл
и братом, и сыном.) Значит, предвидел то, что произошло со страной в 90-е?
С настоящими поэтами такое случается.
А вот и развязка этого сюжета,
по крайней мере на нынешний день:
То ли сын за тем бугрищем,
то ли дочь.
То ли Китеж. То ли British.
То ли Deutsch.
Это одно из последних стихотворений
Сухарева. А ведь все начиналось если не хронологически, то психологически
с "Alma mater":
Видишь, карточка помята;
В лыжных курточках щенята,
Смерти ни одной.
Волны катятся полого,
Белой скатертью дорога -
Вечер выпускной...
Перечитал эти стихи и еще
раз удивился, какие они прозрачные и светлые — в пушкинском смысле: "печаль
моя светла". Написать такое есть только одна возможность - самому быть
очень светлым человеком. Кстати, только такие люди и могут что-то провидеть.
Даже если их провидения оказываются мрачными...
Вот по всему по этому я
и жду с постоянным интересом новых стихов Сухарева. И мне бы очень хотелось,
чтобы среди них мелькнуло что-нибудь такое же веселое и беззаботное, как
эти его широко известные строчки:
У дяди Кости левых нет доходов,
Зато есть бак для пищевых
отходов.
Зато у дяди Кости в этом
баке
Всегда найдутся кости для
собаки...
Думаю, понятно, что это
пожелание адресовано не поэту С., а нам с вами?
P.S. Имя Дмитрий Сухарев
и девиз премии имени Андрея Синявского: "За благородство и творческое поведение
в литературе" очень хорошо, на наш взгляд, сочетаются.
Олег ХЛЕБНИКОВ
09.10.2000 "Новая Газета"
http://pro.novayagazeta.ru/gru/ |