Автограф для "МГ" № 41 2000
ТИМУР ШАОВ: Лучше всего сочинялось на ночных дежурствах Несколько лет назад я услышала по радио новую песню. Даже не песню, так, песенку... На мотив тех, что когда-то инвалиды пели в электричках. Длинная, по всем законам "жанра", история. Как сирота-подкидыш вышел в люди, дослужился до крупного чиновника, да вот незадача - попался на взятке, а потом (ну прямо как в индийском кино!) совершенно случайно наш президент узнал в нем своего потерянного в детстве сына и отправил в Сибирь... губернатором. Как положено, со слезной моралью: не берите взяток! Если, конечно, у вас нет такого папы... Помню первое впечатление: ну автор дает! Отчаянный, аж дух перехватывает. Эк, понимаешь, у него все лихо закручено, присолено-приперчено. Но, черт возьми, до чего же смешно! С тех пор и запомнилось имя автора - Тимур Шаов, победитель всероссийского заочного конкурса авторской песни "Московские окна", лауреат нескольких бардовских фестивалей. Как могла, старалась следить за его работами. А он, надо сказать, не разочаровывал. Его герои не только узнаваемы, они до боли родные. Политики и бизнесмены, гаишники и домохозяйки, спивающиеся поэты, эстетствующие люмпены, снобствующие интеллигенты - одна за другой меняют друг друга образы-маски, которые от души ёрничающий бард не устает примерять на себя. Однако так и осталось бы мое увлечение сугубо интимным, если бы не его "Врачебная нищенская": Эх, нищее племя, коллеги-врачи,
Такой "крик души" провинциального доктора нужно выстрадать! ...В общем, уже отчаянно хотелось крикнуть "Автора!" Когда прошлой осенью имя Тимура Шаова стало появляться на столичных афишах рядом с именами известных сатириков и бардов, мне уже просто ничего не оставалось делать, как попросить "восходящую звезду" об интервью. "Родной "Медицинской газете"? С удовольствием!" - последовал ответ. Из досье "МГ".
- Тимур, наверное, в первую очередь журналисты интересуются, как вы стали писать песни. Немного расширю вопрос: как вышло, что вы решили стать врачом? Пошли по стопам родителей? - Нет, семья у нас не медицинская. Но сколько себя помню, у родителей всегда было много друзей-медиков. В Ставропольский мединститут поступил брат (сейчас он главный врач психиатрической больницы в Подмосковье), а следом за ним я. Надо сказать, стать врачом решил совершенно сознательно, ни разу об этом не пожалел. Кстати, в институте и попробовал писать... - Конец 70-х - начало 80-х - "благодатное" для авторской песни время: Визбор, Окуджава, Никитины... Кого из "классиков" жанра вы любили, кому стремились подражать? - В том-то все и дело, что там, где я родился и вырос, - в Карачаево-Черкесии - об авторской песне почти никто ничего не знал и не знает. До нашей провинции она просто не доходила. Ну, слышал по телевизору Окуджаву, Высоцкого (первые песни как раз подражание ему). И все. Чистый лист. Когда сегодня начинают с кем-то сравнивать, по косточкам разбирать, даже не сразу находишься, что ответить. Да я даже Александра Галича, которого сейчас обожаю, на баллады которого, говорят, мои песни похожи, узнал, когда был уже совсем сформировавшимся как автор. Может, потому что я такой "неиспорченный", у меня и получается что-то свое. - Когда появились ваши первые песни? - В институте подобралась такая компания, в которой не попробовать самому что-то сотворить было просто невозможно. Однажды написал песню ко дню рождения приятеля. Просто ради хохмы. А потом вообще ногу сломал, лежал в гипсе в обнимку с гитарой. Стало что-то получаться. - Авторская песня - само по себе очень интересное явление. С одной стороны, на концертах известных бардов всегда аншлаг, на традиционном Грушинском фестивале в Самаре в прошлом году собралось почти 200 тыс. гостей. С другой - скажем, даже из моих сослуживцев единицы слышали имена Олега Митяева, Александра Мирзаяна, Вадима Егорова... - Вообще-то все просто: в понимании большинства бард - это некий бородатый дядя-переросток с рюкзаком, который где-то у костра поет нечто сопливо-романтическое, ему одному понятное. Часто на концертах приходится слышать: "До вас я бардов терпеть не мог". Когда разговоримся, оказывается, что он никого и не знал. Ведь все разные, каждый - яркая индивидуальность. И замечательно, что границы жанра расширяются. А о росте популярности свидетельствует еще вот что: известные альбомы "Песни нашего века" в прошлом году по рейтингу продаж обогнали альбомы Киркорова. - Почитаемому вами Александру Галичу когда-то пришлось объясняться перед публикой: "Я пишу песни от лица идиотов". Тимур Шаов и его лирический герой - это одно лицо? - В основном это все же я. Но я, доведенный до абсурда. Издевающийся. Над ситуацией, над собой. Ведь мои сюжеты, герои, типажи, события - все на поверхности, это сама жизнь. - К примеру, в песне "Разговор о судьбах интеллигенции": "Не хотел я пить, но пятница..." - это кто, Тимур Шаов или его лирический герой? - Да нет. Я если не хочу, то меня уже давно не заставишь. В юности было, не скрою, а сейчас редко. - Тогда почему алкогольная тема так широко представлена: "Ода пиву", "Волшебство виски", "Песнь о Бодуне", не говоря уже о десятках других сюжетов? - Выйти из дома в пятницу вечером, пройти 100 м и не встретить ни одного пьяного - так не бывает! И алкоголь - это часть жизни общества, самосознания народа. А как о глобальном явлении, об этом никто, кроме, пожалуй, Венички Ерофеева, не писал... Но, повторю, я не о выпивке пишу, я - о жизни. - Вам, наверное, здорово достается от критиков? - На меня реагируют резко: или сразу, безоглядно, принимают, или не принимают вообще. Претензии: излюбленные темы Шаова - алкоголь, политика, секс. Но если я описываю фантазии замученной бытом домохозяйки о герое-любовнике "с рельефным телом и мобильным телефоном" или неудачные похождения горе-ловеласа, это что, секс? Недавно один чиновник от авторской песни аккуратно попросил меня убрать из песни слово "оргазм". Что здесь скажешь? Объяснять, что куда большая пошлость льется рекой с телеэкранов, где внешне все пристойно, без "пенисов" и "оргазмов", с правильными словами? Вот то, что я всей душой ненавижу. Кажется, мне удается не скатываться именно до пошлости, хотя знаю, как нелегко чувствовать внутри себя эту грань и ее не переходить. - Но столько, сколько вы пишите о политике, насколько я знаю, сейчас из бардов не пишет никто. У меня последнее время из головы не идут слова вашей песни: Ой вы, гой-еси, бояре с государем,
- Опять же - это не политика, это околополитическое ёрничество. Нам всем приходится быть втянутыми в эти игрища. Обидно, когда из людей делают баранов. Вот об этом и пою: "Я разберусь со своею судьбою, с кем я - вопрос исключительно мой". Как когда-то Шендерович сказал: "Если раньше высказывания или действия наших политиков лично у меня воплощались в изжогу, то теперь - в очередной сюжет "Кукол", что опять-таки безопаснее для здоровья". Так и у меня. Тем паче что я - каюсь - информационный наркоман: смотрю все выпуски новостей, читаю газеты. Это, наверное, болезнь, но ничего не поделаешь. Не стараюсь расставлять акценты: это хорошо, а это плохо. Тогда выйдет не песня, а, извините, газета или плакат. Пишу так, как чувствую, оно само рождается. И уже за последнее время понял, что нельзя задумываться, понравится ли это кому-то, поймут ли тебя. Иначе погибнет творчество. Хотя и не люблю я это слово... И поэтом, кстати, себя не считаю. - Еще одна цитата из Галича: "Мои стихи только притворились песнями, а я притворяюсь, что их пою"... - Да нет, я-то пишу песенки, это, по-моему, отдельный жанр. - В ваших песнях - обилие цитат, ссылок на классиков, исторические события, персоналии. Чтобы так мыслить, надо быть очень образованным человеком. Откуда у сельского доктора из глубокой провинции такая интеллектуальная база? - Из дома. От родителей. Мама занималась литературоведением, историей, этнографией. От брата. Из домашней библиотеки. После переезда вон никак ящики с книгами до конца не разберем, все шкафы уже забиты. Из института, когда читали запоем по кругу все, что попадалось, а потом обсуждали, спорили, чуть не до драки. - После переезда ваш образ жизни кардинально изменился. Гастроли, концерты, разъезды. Чего больше всего не хватает из прошлой жизни, к чему не можете привыкнуть? - Я же с юга, мне плохо без солнца, без гор. Безумно скучаю по работе. Хотя в последние годы уже стало невозможно совмещать ее с концертной деятельностью. Спасибо, наш главный врач и ее заместитель по поликлинике это понимали, всегда шли навстречу. А теперь - не поверите - по ночам снится, что я на дежурстве. Не в кошмаре, а в светлом и радостном сне. Просыпаюсь: "Эх, жалко, это был только сон..." Хотя если сейчас опять повставать с утра, поездить к восьми, подежурить пару ночей подряд, тоску, наверное, быстро как рукой снимет. Зато писалось по ночам замечательно. На дежурствах да в автобусах - 25 км туда, 25 обратно, и так каждый день - большинство песен написано. - "Врачебная нищенская" так родилась? - Так и было: зарплату полгода не давали, кстати и плащ порвался. Злой был. Злой и голодный. От этого кураж появляется. Действительно почувствовал себя "жертвой Минздрава", "падшим престижем" и "функцией в белом халате". А сейчас жутко тянет работать. Шучу: разбогатею, куплю эндоскоп, буду обследовать всех, кто захочет, - соседей, друзей, родных. - Мысли вернуться в медицину не возникало? - Я бы с удовольствием, но это же невозможно совмещать. К тому же, я считаю, что если уж заниматься медициной, то на родине. Там все свое. Своя бедная больница, свои нищие коллеги. Свои родные пациенты. Бабушки, которые там без меня скучают. И потом... в провинции у врача совсем иной статус. Что такое бард? Поди объясни... А "доктор" - это достойно, серьезно. Моя жена, по-моему, на вопрос, кем работает муж, до сих пор еще иногда отвечает: "Он врач..." - Супруга тоже медик? - Она еще хуже - педагог... - В ваших песнях совсем рядом порой полная безнадега и безоговорочная вера в "светлое будущее". Каждый концерт вы заканчиваете песенкой "Боремся с депрессией" - этаким кратким курсом психотерапии: ...Занимайся сексом, спортом,
Вы-то кем себя считаете - пессимистом, реалистом, оптимистом? - Да оптимист я, оптимист. Ну, если хотите, реалистичный оптимист. Мы же живы, здоровы, жизнь продолжается. Каждое событие - стимул к творчеству. По крайней мере, у нас здесь интересно, не как в Санта-Барбаре. Иногда меня спрашивают: "А темы не кончатся?". Да разве они могут кончиться! - О том, как вы скучаете по своему эндоскопу, по больнице, что бы вы хотели сказать коллегам, не было мысли написать? - Надо бы. Кстати, спасибо за идею. Вот опять же - это будет чисто моя песня, выстраданная. От автора. Эту парадоксальную закономерность я подметила задолго до этого разговора. Когда встаешь с утра с отвратительным настроением, надо просто включить кассету Шаова, пусть даже с самыми "чернушными" песнями. Через десять минут вдруг замечаешь, что улыбаешься. Еще через десять - хочется любить весь мир. Объяснение нашлось... в этимологическом словаре. По одной из версий, врач первоначально - "тот, кто говорит, лечит наговором, заговором, колдун". Так что доктор Шаов, даже сменив эндоскоп на гитару, просто продолжает заниматься своим делом. http://medgazeta.rusmedserv.com/2000/41/sat.htm |
|
---|