«...Линии наших судеб похожи на след
Ирина Богушевская. 13 октября 1993 г.
Сначала в эфире музыкальных радиостанций, затем в музыкальных паузах престижнейшей и дорогущей «Что? Где? Когда?» появилась певица, которая никак не вписывается в общую серенькую картину. Во-первых, у нее не «тексты», а стихи. К тому же свои. Во-вторых, эти стихи обрамлены не попсовой, а опять же настоящей музыкой, которую критики определяют как «театрализованный джаз», а сама певица -- как «кабаре-рок». Столь же экзотично для нашей эстрады и то, что исполнительница великолепно двигается и блестяще ведет свои концерты. И наконец: хотя на телеэкране и на сцене мы увидели несомненно красивую даму, в прессу не просочилось ни слова о каких-либо скандалах и историях из ее личной жизни. Ира Богушевская -- а речь именно о ней -- и здесь сыграла против правил. Напрасно хватался за голову культовый бард, великий маркетолог и промоутер Гоша Васильев, восклицая: «что она делает, с такой тактикой ей никогда не стать народной певицей!». Не было ни тактики, ни стратегии. Залы, играючи заполняемые без рекламы. Первые места в хит-парадах радиостанций.
Единственный компакт-диск -- но раскупленный в мгновение ока. Владимир
Пресняков-старший, который впервые услышал Ирину в автомобильном приемнике,
вспоминает, что чуть не выронил руль: «Сидел и дрожал -- вдруг не объявят
исполнителя. И когда наконец вышел ее диск «Книга песен» -- заслушал до
дыр».
ИДА, ОНА ЖЕ ИРА
Лет пятнадцать назад наша снобская тусовка студентов МГУ, Второго Московского мединститута и престижных провинциальных альма-матерей знала, что среди нас есть романтическая миловидная особа, которая пишет песни на свои стихи. Мы твердо были уверены, что эти песни вряд ли выйдут за пределы нашей тусовки: они умные и тонкие, и вообще наши. Вскоре Ира стала играть в театре МГУ, и мы признали, что и среди фанатов этого бунтарского гнезда ее песни будут известны. Но вряд ли где-то еще -- слишком уж они «не для всех». Потом красавица Анечка с философского факультета (где училась и Ирина) сказала, что наша шебутная девушка непрактично выходит замуж за оболтуса Леху, основателя никому не известной рок-группы. Надысь отлежавшего в психушке в процессе бегов от армии. И пожала плечами -- поэтесса, ни грамма практичности, стратегии и тактики. «Я мотылек ночной, летящий на тепло.
Ирина Богушевская. 27 мая 1985 г.
Несколько лет события подтверждали мнения нашей тусовки. Но году в девяносто третьем в одно из редакционных помещений «Радио России» влетела Татьяна Визбор и с воплем: «Нет, вы только послушайте, какая внутренняя свобода!» -- поставила на студийный магнитофон пленочку: -- ...это Ида Тверская. Для поклонников всего татаро-монгольского передаем песню группы «Чингис-Хан». Для истинных арийцев: они поют ее по-немецки. Для патриотов России -- это песня про Москву... Ошалелая Татьяна сказала, что по сравнению с такими ди-джеями она чувствует себя Эллочкой-людоедкой с запасом в тридцать слов. Под псевдонимом Ида Тверская скрывалась Ира Богушевская. Ее песнями уже озвучил свой фильм о русской перестройке Кшиштоф Занусси. В том же девяносто третьем она выиграла «Гран-при» конкурса актерской песни имени Андрея Миронова. Конкурс выиграла со своими песнями. Но хлеб продолжала добывать тем, что объявляла в эфире чужие. И вот как-то, включив «Эхо Москвы», я обнаружил там не Иду -- Ирину!
Свой человек, как слаломист, маневрировал между джазом, кабаре и авторской
песней. В кои-то веки был и свой разговор в студии -- а не «понты». Шквал
восторженных звонков в эфир не оставил сомнений: она прорвалась.
ПРОСТО МЫ УСТАЛИ МУЧИТЬСЯ
Здесь я почему-то вспоминаю строчку из песни барда Леонида Сергеева: «Все как у всех -- санузел, газ и свет». Не более того! У Ирины нет поползновений на адаптацию себя к образу «простого слушателя», который это не поймет! Ирине этот образ -- во всяком случае пока -- неинтересен. Что она и не пытается скрыть. Возможно, именно поэтому один критик назвал Иру «настоящей стервой». Артемий Троицкий однажды сказал, что когда Ирина Богушевская станет хитовой исполнительницей номер один, это будет вернейшим признаком того, что в России случилась культурная революция. Пока что Ира была вынуждена распустить по домам гвардию своих музыкантов. Людям нечем платить. Не факт, что будут деньги на следующие альбомы и клипы. И все же революция была! «Мне ведома пытка болью,
Ирина Богушевская. 11 ноября 1993 г.
Персонал коммерческих радиостанций крутил в курилках ее умные песни для себя аж с девяносто второго. Боссы качали головами: нам-то самим нравится, а вот народу... Аншлаги на мюзиклах Ирины (один из них -- «Зал ожиданий», поставленный Алексеем Кортневым и Евгением Славутиным, позже лег в основу альбома) властителей эфира ни в чем не убеждали: «Там же ваша публика». Что же случилось, когда прорвало запруды и Богушевская попала в плэй-листы? Из множества версий одна выглядит весьма правдоподобной. ...Я по-своему обожаю милых карьеристок от попсы, часто неглупых, а иной раз прекрасно сложенных и движущихся (если за плечами студия бального или эстрадного танца). В стране, где дорогие рабочие места -- послезавтра, а жить хочется сегодня, девчонки поднимаются не по самым черным ступенькам: покровитель, «фанера», грамотный промоутер, вовремя дающий «утечки из постели»... Девочек можно понять, но за что же нам это наказание -- их слушать? И вот в некий «час икс», похоже, эти мысли посетили не одного меня... Вот тогда Ира Богушевская и появилась в эфире. Вахит ИСМАИЛОВ
|
|
---|