|
23.11.99. Берлин
Роман Кабаков.: Я хочу объяснить, в чем смысл этого интервью:
в интернете существует очень много информации, различных мнений об авторской
песне - в основном, любителей этого жанра. У них времени много - они разговаривают.
А мнение авторов обычно остается за кадром. Может быть, оно, конечно, не
так уж и необходимо: от авторов ждут песен, а не слов, но все-таки интересно
услышать людей, которые занимаются этим профессионально, а не только тех,
кто эти песни нежно любит.
Михаил Кочетков: Давай по порядку. Я думаю, не все авторы могут внятно говорить о том, что пишут. У Берестова есть перевод Мориса Карема: «Я птицу спросил: «Отчего ты поёшь?
Например , Андрюша Анпилов скажет внятно, так, как надо сказать. А я буду говорить пространно вокруг да около, возможно так и не обозначив главной идеи, которая должна была прозвучать в ответе и закончиться классной пьянкой с безответным похмельем. Р.К.: А все-таки у каждого свой голос: Андрей Анпилов скажет так, как видит он, а ты - как ты видишь. Быть может в чем-то очень близко, а в чем-то по-разному. Михаил Кочетков: Ну, хорошо, тогда начнем со второго вопроса. Начал я писать в студенческие времена, когда хотелось выделиться, показаться девушкам. Короче, просто, из хвастовства, за компанию. Р.К.: То есть, импульс был чисто внешним? Михаил Кочетков: Да, а потом, к сожалению, поскользнулся и «меня засосала опасная сосало...». Причем, так засосало, что я, помнится, написал две-три «неправильные» песни, которые были адресованы совершенно не той публике, для которой я начинал писать, а чуть дальше, и мне пришлось развязать с ними (по-русски -расстаться) и я начал прислушиваться к себе, может быть, что-нибудь ещё такое же выйдет... Р.К.: Ты пел сначала в дружеском кругу? А как и когда случилось, что ты вышел за пределы этого круга? Михаил Кочетков: Это должно было случиться. Ведь это тоже эстрадный жанр. Я имею в виду эстраду не в хулительном смысле, давай, назовём это камерной эстрадой. Короче, нужна публика. И всегда хочется, чтобы зрителем был новый, свежий человек. Не хочется повторяться - для меня два раза спеть одну и ту же песню - это «за падло». Когда мы с тобой ездим по Германии, я больше всего переживаю за тебя, вынужденного выслушивать практически одну и ту же программу. Р.К.: В таком случае придется тебе написать несколько концертных программ. Михаил Кочетков: В следующий раз, да. Я просто не знал, что на такого нарвусь. Р.К.: Видишь, какой стимул для творчества! Михаил Кочетков: Вижу... Но, первый концерт. Я сейчас уже и не вспомню, как звали устроителя. Помню, он сказал, что есть абонемент для «левой» такой публики. Ведь никуда же не приглашали выступать. КСПешники боялись политики, так как были под крылом комсомола, а ДКашники не выносили самодеятельности, короче, непрофессионализма (ведь требовали не только тексты, но и ноты - а это - полный абдуценс!). Но это был первый официальный концерт в Балашихе, домашние были потом. Р.К.: А какие это годы, Миша? Михаил Кочетков: Это был год семьдесят девятый - восьмидесятый. И это было для меня, конечно же, потрясение, потому что у меня было песен ровно на одно отделение, а меня пригласили на два. Во втором отделении я, просто, пел «на бис» песни из первого. Сейчас бы освистали, но тогда была другая благосклонная публика, как сегодня у вас. Р.К.: Ты всегда пел только свои песни на концертах? Михаил Кочетков: В последнее время я пою чужие песенки на концертах (но я и свои-то тексты не помню до конца). Признаюсь, я не делаю большого различия между большим эстрадным концертом, домашними выступлениями и такими посиделками как сейчас. Но мне всегда хочется похвастаться перед публикой, что кроме меня существуют такие же «уроды», как я: Певзнер, Мирзаян, Бережков, Анпилов, Смогул. Если люди не знают жанра - конечно, хвастаюсь (а говоря высоким штилем, занимаюсь популяризацией). Народник, блин! Р.К.: Ну, а кто на тебя больше всего повлиял в том, начальном периоде? Барды или поэты, может быть? Михаил Кочетков: Ну, поэты - это отдельное, другой жанр. Не помню кто, но кто-то из моих мещанских знакомых очень точно определил литературный статус каждого жанра. Он сказал: «Основной жанр - это проза, она ведь пишется долго и на неё нужно очень много бумаги. За прозой идёт поэзия, ведь книжки тоже издаются. А песни - это легко - взял гитарку и спел, за это можно по голове погладить... Ну, максимум - супом накормить». Р.К.: Но ведь человек может писать стихи под чьим-то влиянием, а потом из этого делать песни. Михаил Кочетков: В принципе, так и происходит. Из поэтов в первую очередь, конечно, Мандельштам мой поэт. О Пушкине говорить не будем, и так всё ясно. А из авторов два человека меня просто сразили, убили с первой песни. Я говорю о Вертинском и Галиче. Оба настоящие русские баре. Р.К.: Да, интересно что их для тебя объединяет, потому что внешне это совершенно разные люди. Михаил Кочетков: Была такая история, Галич дал официанту очень большие чаевые (ну, гулял Александр Аркадьевич); официант его довольно сухо поблагадарил. Вертинский же рассчитавшись оставил три копейки на чай; официант согнулся в глубоком поклоне и сказал: «Спасибо, барин!» Он сохранил настоящее барство даже в советское время. Р.К.: Он был еще из той жизни, из той эпохи, может, в этом все был дело. Михаил Кочетков: Наверно. А из поэтов, ещё раз, Мандельштам. Меня потрясает, как он мог создавать такие удивительно простые вещи, где одно слово перевешивает два дня серьезных разговоров на кухне. «Я от жизни смертельно устал
Р.К.: Миша, а ты начинал с серьезных песен или сразу с разных? Михаил Кочетков: С разных. Мне всегда казалось, что я теряю время, что-то не успеваю, мне хотелось сделать и то, и другое, и десятое. Я всегда был самый молодой в компании. От меня ждали и весёлого, и трагического, не важно. Главное, чтобы это было «вкусно»: «Трещит на крыше дождь, как будто
Р.К.: А какие-то песни остались с той поры, которые ты сейчас поешь и которые для тебя являются актуальными? Михаил Кочетков: Конечно, только что я её процитировал. Р.К: Понятно, "Осень". А еще? Михаил Кочетков: «Сон», «Собачья слобода». Понимаешь, у каждого человека своя особенная диафрагма. Например, человек ест мало, а толстеет - диафрагма маленькая. Он отдаёт продукты в дефиците. А кто-то обжирается - а происходит, как у птицы - только что потреблённое сразу же выходит из него. У меня диафрагма малюсенькая - я неохотно расстаюсь с внутренним содержимым. С другой стороны, возможно, это природная лень, обломовщина. Всё, что я в себя пропускаю, я должен пережить, а отдавать потом жалко... Есть вещи, которые очень трудно завершать, опять же жалко. А есть другие, уже готовые, которые страшно показывать... Конечно, хочется, но я же - щедрый жмот. Р.К.: Скажи, Миша, а ты чувствуешь, что твое творчество как-то изменилось, скажем, с семьдесят девятого-восьмидесятого года, что ты стал другим человеком за это время, или для тебя временные этапы неочевидны? Михаил Кочетков: У меня избирательная память. Как написал Андрюша Анпилов «Почему-то не помню плохого...» Может быть, я пишу хуже, а может быть, лучше. Не знаю, да и не мне судить... Р.К.: Именно в творчестве. Блок, например, писал "Стихи о Прекрасной Даме", потом стал писать "Пузыри земли", потом "Скифы". Это совершенно разные этапы для него, он изменялся и тематически, и лексически. Михаил Кочетков: Ты ещё Гомера вспомни. Лично мне кажется, что я не взрослею. Возможно, меняю прописку, работу, жену (в хорошем смысле); а по сути остаюсь всё тем же... Сколько я пишу песен? Ну, четыре в год. Поэтому мне очень трудно состариться. Это вещь трудная. Я не стараюсь даже анализировать эти вещи, не барское это дело. Ощущаю себя на двадцать два - двадцать три года (когда я начал писать «неправильные песни»), у меня жена пошла в тридцать лет учиться в медучилище (нет, она и до этого училась, не дура). И говорит:«Представляешь эти молодые девки, с которыми я учусь, называют меня «тёткой»! Какая же я тётка, я девчонка ещё!» Понимаешь это ощущение?... Вот, Берестов, например, умер мальчиком наивным, способным удивляться. Ведь самое главное для человека - это уметь удивляться окружающему. Он умел. Надеюсь и я умею. Р.К.: Это импульс для твоих песен? Михаил Кочетков: Да, ведь когда ты перестаешь удивляться, ты начинаешь стареть. Появляется ощущение, что всё-то ты уже знаешь. Это самое страшное, потому что становится скучно. А пока что-то ещё интересует - жить можно. Меня немало интересует, например, что такое «абдуценс»? Р.К.: Еще один вопрос. Это всегда трудный вопрос для автора, но если отбирать, понемножку, в горсточку, то, что ты сделал... Высоцкий сказал фразу: "Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним..." Если мягче сформулировать: представь какой-нибудь гигантский концерт, где аудитория - вся страна. Тебе, скажем, дают сколько-то песен, может быть, две-три-четыре. Ты вынужден что-то выбрать. Что бы ты выбрал? Михаил Кочетков: Ну, если три, то одна будет обязательно иронической или жизнеутверждающей (это моё сегодняшнее), а две другие - кредовые, которые пишутся раз в три-четыре года. Р.К.: Ты бы выбрал какие-то конкретные вещи? Михаил Кочетков: Ну, я бы спел «Последнюю мистерию», потому что это вещь... После того, как я её написал, мне стало немного скучно с самим собою. Я ответил на один очень важный для себя вопрос... А вообще, за себя решать очень трудно. Я начал писать «Он умер во сне, никому не мешая...», когда закончу, возможно, поставлю её тоже в эту тройку. А третья, не знаю, может, «Прощай, зеленый змей...» Мне хочется всегда обмануть слушателя. Для меня это самое главное. Это то, на что я положил, так сказать, свою жизнь. Удивить, обмануть и этим обнадежить. Искусство - это удивительный обман. Это фокус. Представь, человек хохочет, как ненормальный, и вдруг, бац! Сюжет разворачивается в другом, трагическом ракурсе, и ему становится стыдно за свой хохот. Это очень тонкий нюанс, которым умели пользоваться очень немногие. Р.К.: По-шекспировски: высокое и низкое. Михаил Кочетков: Я бы сказал, что это уже дальше, чем Шекспир. У Шекспира ты предчувствуешь поворот. А так, чтобы - хоп! И слезы... У Чухонцева есть строчка «Улыбнись над своей же тщетой...» Ведь это же - ты! «И вдруг вижу, о Господи, я!» - в «Норвежской мистерии». Да, хочется в первую очередь ошарашить, в хорошем смысле, хотя это не главная задача. Потому что можно сделать это тихо - «К душе притихшей, словно мышка...» Это мой мир, я его вижу. На концертах его не всегда видят зрители, но я стараюсь его создать. Р.К.: А тогда сразу вопрос: как ты ощущаешь: в какой стадии достроенности находится твой мир? Понимаешь, о чем я? Собор же строят не просто кирпичик на кирпичик... Существует ведь план собора. Ты знаешь, что тебе осталось, например, еще шпиль достроить или кусок задней стены. Михаил Кочетков: Нет. Нет, это знать не дано. Не знаю. Может быть, всё закончится живописью... Честно признаюсь, не знаю и знать не хочу. Есть вещи, которые не могут быть созданы, если знать наперёд план. Так скучно, если у тебя будет график! Социализм какой-то. Почему я в школе учиться не любил, потому что был план до конца года. Потом каникулы, потом новое расписание. Никаких сюрпризов. Это самая ненужная для творчества вещь - расписание, план. Р.К.: Понятно. По живому трудно резать. Михаил Кочетков: Резать, может, и легко. Но, я не знаю, как. Уже существует мир, который полон сюрпризов, где живут люди, звери, тараканы - любимые злодеи, которым я по ночам читаю напридуманное. Но вставить даже их в какую-нибудь схему или план я не решаюсь, у них свои секреты и повороты. Р.К.: Тогда еще один "скальпельный" вопрос: стихи и музыка. Существует традиционный взгляд с опорой на авторитеты, что авторская песня - это стихи, положенные на ритмическую основу, чтобы они легче находили путь к сердцу слушателя. Михаил Кочетков: Не то, чтобы легче, а чтобы музыка доиграла то, что ты не сможешь прочитать глазами. Р.К.: Авторская песня так и родилась, по крайней мере, в некоторых своих образцах (Высоцкий, Галич - тоже, прежде всего стихи и гитара ). Михаил Кочетков: Да, хотя Высоцкий - музыкант (а точнее композитор) большой. Р.К.: Вот в том-то и дело, что они все были музыкантами. И Окуджава, который - мелодист -то какой! Михаил Кочетков: Да, таких больше нет. Р.К.: А как ты это видишь, в каком для тебя соотношении стихи и музыка? Михаил Кочетков: В совершенно разном. Если подойти бухгалтерски к этому вопросу: в процентах восьмидесяти моя песня идет от стиха. В стихах заложена уже ритмическая основа, а потом находится какая-нибудь музыкальная подпорка. Я ведь играю на гитаре сикось-накось, если найдёшь какую-нибудь «мулечку» - уже хорошо. А есть вещи, которые я до сих пор ещё не дописал. Они музыкальные, такие, как «Сон», который я писал от музыки. Такая «Грузинская цыганочка», «Рождественская». Они сделаны на музыкальной основе, где уже есть и национальность, и время. Я неожиданно переношусь в шестидесятые, в самое раннее детство. Это уже заложено в музыке. А в принципе, это у всех по-разному. Но если пишутся стихи, я могу их и прочитать и спеть. Если могу прочитать, значит уже существует алгоритм ритма, а значит, будущая мелодия. Р.К.: А теперь вопрос уже не о тебе, а чуть- чуть шире... Михаил Кочетков: А я, что такой узкий, что ли? Р.К.: Хорошо, тогда ?же: Есть такое мнение, что авторская песня началась со стихов, положенных на гитару, а сейчас становится все более и более музыкальной. Артистичной, театральной (Кинер и Цитриняк, например). И другие. Иногда это происходит за счет стиха. Существует мощное музыкальное развитие, дефицит восполняется, приходят талантливые музыканты, а стихи имеют как бы второстепенное значение. Михаил Кочетков: Песня выросла, повзрослела. Я не уверен, что она и начиналась только со стиха. Тексты Визбора я совершенно спокойно могу и не прочитать, как и тексты моего любимого Юры Кукина. Я не знаю, с чего у них начиналось, скорее гитара в руки попалась, а потом что-то и сложилось. Это совершенно разные механизмы и, я думаю, не надо их ссорить друг с другом. Есть авторы, которые уделяют очень много внимания музыке, исполнению, а для других важней литературная часть. Это самостоятельные жанры, которые могут жить и на эстраде, и в подвалах. Эта река уже вышла из одного русла, возможно, даже подошла к устью (есть такое красивое слово - «к эстуарию»), где образуется огромное количество проток и стариц, а есть реки, вытекающие из впадин, ну Ангара. Р.К.: Да, но какие-то потоки более мощные, а другие, наоборот, ослабевают, одни выходят на первый план, другие уходят на второй. Михаил Кочетков: Нет, просто какие-то более заметны, какие-то - менее. Р.К.: Не идет ли сейчас мощная музыкальная волна, в которой немножко теряются стихи? Михаил Кочетков: То, что ты называешь «музыкальной волной» - в хорошем смысле - очень саморекламная вещь, я не в обиду говорю. Она бросается в глаза даже неподготовленному зрителю. Я люблю смотреть, как работают Кинер и Цитриняк, как они поют, танцуют и играют. Я этого делать не умею - мне уже хорошо - мои дружки заняли эту нишу, а не козлы какие-нибудь. Р.К.: Ну, вот скажи, Мищуки - это же музыканты? Ты понимаешь, о чем я говорю. Михаил Кочетков: Да, но они не только музыканты, у них же всё играет и руки, и глаза. Р.К.: Конечно, но появились такие мощные исполнители... Михаил Кочетков: …извини, а какие тексты они берут? Не знаю, что там выше - тексты или музыка. Опять же, это не тяжелая атлетика, не взвесишь на весах. Они органичны. Это, когда нарываешься на безвкусицу и пошлость, то начинаешь чуть тише слушать, и чуть ниже смотреть (именно, ниже, ища аргументацию порнографии). А вообще, неизвестно, куда этот жанр докатится. Сейчас появились ансамбли, работающие на уровне солидных рок-коллективов, та же «Белая гвардия». Как бы я к ним не относился - это есть на другом уровне, в ином качестве. Р.К.: Вот как раз об этом я и спрашиваю. Ты же сам говоришь, что качество другое появилось, значит, что-то меняется, значит, не всегда был этот вечный синтез...? Михаил Кочетков: Это у них появилось иное качество. А в это же время существует Бачурин, который как писал, так и будет писать. Появляются другие, молодые. Для затравки, например, Дима Курилов. Есть Казанцева, для которой и одна гитара много, она переизбыток таланта и стиля. Таня Дрыгина - из этой же компании. Конечно, музыкальная изощренность привлекает зрителя куда быстрее, чем «закомплексованность» интроверта, но они затягивают иначе и, как правило, глубже - надо же, она поёт о том, о чем я боялся заговорить не только с женой, но и самим собою. Р.К.: Считалось, что авторская песня - она авторская, в основе лежит личность автора, то есть, творца. А теперь появились чистые исполнители, люди, которые не пишут ни музыки, ни стихов, а исполняют авторскую песню. Михаил Кочетков: Они не сейчас появились. Существовала мощная исполнительская школа Никитина. Р.К.: Да, но Никитин пишет музыку, практически всегда. Конечно, автор мог быть одновременно и исполнителем. Это считалось неким добавлением, изящной гранью. Появились, такие, скажем, чистые исполнители, такие как Хомчик, Чебоксарова. Михаил Кочетков: Чебоксарова - автор, хотя и не написала ни одной песни. Она переживает исполняемую песню настолько глубоко, порою глубже, чем автор. Помню, она спела песню Берковского, которую тот напрочь забыл. Он сказал, что у него волосы дыбом встали от её исполнения, это её песня, у неё свой огромный талант и вкус - найти и докрутить песню, ведь сам автор порой не всегда способен выразиться до конца. Чеборсарова - гениальный исполнитель, и сегодня я могу под этим подписаться (чего я только не подписывал за свою жизнь, но это - не без удовольствия). И она не одинока. Р.К.: Межевич... Михаил Кочетков: Да, есть Межевич, есть Максим Кривошеев. Есть-есть. Причем, я думаю, авторская песня - это неправильное название. Есть моя песня, наша, своя песня. В принципе, все песни имеют автора, кроме народных, чей автор не известен. И вообще, не так важно написал ли эту песню какой-то конкретный человек. Иногда мне говорят на посиделках: «Ты поешь эту песню лучше автора» Я спрашиваю, почему. «А когда ты поешь, я чувствую, что это моё». Это, конечно самореклама, но против правды не попрёшь. Р.К.: Еще один вопрос. Авторская песня пытается стать и коммерческой. Она раньше была такой туристкой, таким противопоставлением режиму, другой культурой. А теперь это противостояние вроде бы закончилось: петь можно, - и началось некоторое напряжение по линии коммерции, выживания. Михаил Кочетков: Это было всегда. Ты просто этого не знаешь. Например, в восьмидесятые на домашних концертах я зарабатывал раз в пять больше, чем на официальной работе, занимая довольно солидную должность. Р.К.: Но это не деньги уровня концертного зала "Октябрьский". Не пытается ли часть авторской песни "упаковаться" окончательно в эту коммерческую оболочку? Михаил Кочетков: Окончательно никто этого не хочет. Я понимаю, о ком мы говорим. Никто не хочет окончательно перейти на эту волчью тропу, потому что это страшная жизнь: это конкуренция, коммерция, разборки. Р.К.: А вообще, совместимо ли это с самой авторской песней? Михаил Кочетков: В разумной пропорции, возможно, да. Конечно, интерес к авторской песне растет, но не настолько, чтобы собрать десять аншлагов в концертном зале «Октябрь». Даже Митяев предпочитает работать на средних площадках. На помпезных сборищах работать очень трудно, как написал классик: «И свет софитов бьёт меня насквозь/ и от него вокруг ещё темнее...» Р.К.: Исчезает камерность? Михаил Кочетков: Конечно, есть и не камерные вещи, но на стадионе исчезает некое доверие, потому что ты начинаешь играть в «Памятник себе». Помнится, я стоял перед залом в восемь тысяч зрителей. Когда начинают хлопать, тебя просто сносит, нужно держаться за микрофон. Это какое-то особенное непонятное чувство: немного звериное, немного детское - чувство победы над «ними». Хотя с равным успехом можно и облажаться на той же сцене. Но стремления к таким концертам просто физически не может быть. Если честно, в жанре нет пока имени, которое соберёт десять залов хотя бы по две тысячи зрителей. Меня это радует (не как масона, а как радетеля за качество, не перешедшее ещё в количество). Р.К.: Авторская песня начиналась с титанов. В начале любого значительного явления стоят такие титанические фигуры. В авторской песне это Высоцкий, Окуджава, Галич. Потом явление развивается дальше, может быть, вширь. Такое ощущение, что такого масштаба фигур... Михаил Кочетков:...и не грядёт. Р.К.: ...и это как бы означает, что явление перевалило через хребет, что пошел спуск в долину. Михаил Кочетков: Просто тогда было всё несколько иначе. Как юродивый привлекал к себе внимание, потому что один такой ходит на весь город. А сейчас их стало много. И авторская песня стала довольно традиционным явлением, и за счет этого многие фигуры (да тот же Бережков, который мог бы стать такой фигурой!!!) другого масштаба кажутся. «Я - потомок хана Мамая..» Понимаешь, есть такая штуковина: никто из моих хороших знакомых не страдает манией величия, все себя совершенно спокойно видят в компании и ощущают в сегодняшнем статусе. Если говорить о временах, когда писали Галич, Высоцкий, Окуджава, они были в одиночку против всех, хотя и работали перпендикулярно друг другу, не пересекаясь. Р.К.: Не означает ли это, что авторская песня распадется на ручейки и потихонечку иссякнет? Михаил Кочетков: И не надейся! Этого физически не может быть, потому что и сейчас много пишется, и появляются новые имена. Р.К.: Вот скажи, пожалуйста, об этом. Появились за обозримые пять-семь лет имена, о которых ты б мог сказать: "Да, вот эти люди пойдут дальше, они продвинут это все еще на шаг, на два, на пять." Михаил Кочетков: Конечно, появились. Я просто очень плохо запоминаю фамилии, но тем не менее... Р.К.: Кого-то из молодых ты слушаешь с таким же удовольствием, как, например, тобой упомянутого Бережкова? Михаил Кочетков: Я уже называл Курилова. Есть ещё одна классная девочка, фамилию, естественно, не помню (я, признаюсь, не помню дня рождения жены). Да, та же Чебоксарова, для меня она появилась совсем недавно. Как и Таня Дрыгина и Дудкина Наташа, хотя она и раньше писала, но сейчас пишет совсем по-другому. Это самое главное, когда человек вдруг... Р.К.: …вырастает? Михаил Кочетков: Не то что бы вырастает, я просто слышу, что это уже не та песня. Я слушаю Качанову, и я не верю, что она написала то, что было до этого. Конечно, появилось много графоманов и компиляторов, ведь жанр, как не крути, всё-таки популярный. Я бы и сам с губной гармошкой ходил бы... Р.К.: Тогда петь невозможно. Михаил Кочетков: А чего петь-то - и так всё понятно, для разнообразия можно газетку почитать. А в том, что авторская песня не умрёт - я уверен на сто процентов. Не помню, кто Окуджава или Ким, сказал, что... Р.К.: "Авторская песня родилась на московских кухнях и на них же умерла"? Михаил Кочетков: Да. Это довольно эгоистический подход, может быть, он говорил о себе. Конечно, я очень их люблю и уважаю, но порой такие высказывания были... Не то, что сегодня. Р.К.: Будем надеяться, что он ошибся (в хорошем смысле), и впереди еще много всего. Спасибо, Миша... Роман Кабаков
|
|
|
|
---|