АНДРЕЙ АНПИЛОВ Поэзия Надежды Сосновской - неуместна, потому что серьезна, Ответственна в буквальном значении. Слово, за которое отвечено душой и жизнью. Закусивши удила,
Но Сосновская не сосредоточена на "горьком опыте", на жалости к себе. Позиция ее - мужественна; свет, любовь добываются духовным трудом. ... Я без жалости схожу
Мир поэта отчетливо разделен. Добро и зло. Свет и тьма, Святость и грех. Счастье и отчаяние. Это почти средневековое мироощущение: земная юдоль и небо вечной жизни, душа - схватка ангела и беса, путь человека - молитва и упование, самоотречение и подвижничество. ... А на нашем берегу
.. Рассказала мне странница-волна,
Веры и любви там царит закон,
Поэт усилием восстанавливает симметрию понятий: добро = красота. Ведь в чем ущерб современного искусства? В вавилонском смешении взаимоисключающих качеств ради "артистизма": порок, к примеру, красив и обаятелен, чистота - убога и агрессивна. По сути же это - обратное общее место, драматургический вывих. Конечно же, биполярная картина мироздания требует от поэт жертв. Надежда пожертвовала сантиментом, увела его в подтекст. В изобразительном искусстве цвет выражает настроение, чувство; линия - мысль, движение духа. Стихи Сосновской - аскетичная графика, черно-белое кино. ... Чернеет снег, белеют флаги... ... Раскололся мир, как моя душа... ... И поезд даст гудок, и мы разделимся
То же относится и к альтернативным парам: горькое-сладкое, горячее-холодное и т. д. Жизнь отстоялась, как в чашке вода,
... Душу студить водами Иордана
Высокая мера требовательности прилагается в первую к себе, к духовному качеству личного существования. Зрелость в том, чтобы не искать, надеясь и отчаиваясь, проблеск огня и света в окружающем, а - светить, гореть и обогревать самому. Б этом смысле стихи Сосновской - окончательны. Слова, далее которых - тишина, реальные деяния, поступки. ... Говорил он: "Тебе судьба быть счастливой,
...Я ничего у судьбы не прошу,
Самое, может быть, волнующее в искусстве - как традиционное преломляется в современном. Например, Надежда часто пользуется школьными и книжными сюжетами - "ученица", "жизнь похожа на тетрадку, разлинованную криво", "казаки-разбойники", "пастушка и трубочист"... Удивительно, как знакомые с детства реалии наполняются метафизическим содержанием. Даже пустяки вдруг оказываются развернуты к нам необыкновенной стороной. Даже имена, данные от рождения - неслучайны. ... Нам жизнь недолгая дана -
Любимый прием Сосновской - аллегория или наглядная метафора. Так воссоздается целостность мира, связывается нематериальное и обиходное, обыденное и высокое, жизненно-актуальное и литературное: ... Нарисуй квадратик ?
... Но жалею я годы бывшие,
... Но мы память, словно зернышки
Как мала холстинка белая
И так далее ... Вообще же, Надежда Сосновская - "смысловик". Так говаривал Осип Мандельштам об акмеизме: "Мы - смысловики," Поэзия Сосновской взыскует сверхлитературного, потому внешне, формально - прозрачна, "обычна". Но раскалена, драматична -внутренне. Чуть ли не единственная украшающая, щегольская черта стихов - составная рифма и перенос ударения в дактильной рифме на последний слог, своеобразная синкопа: черства-одиночества, на дворе- надвое... Но прием этот опять же - смысловой, стихотворение о доме (откуда пример) - о душевном надломе, о неправде и страхе - лирическая речь как бы задыхается и прихрамывает, синкопирует. В авторской песне Надежда Сосновская - уникальное явление. Одинокий голос. Религиозные мотивы в бардовском творчестве бывали, конечно, в ходу - как стилизация или "довесок" к основной теме. Чаще всего - социальной или исторической. Для Сосновской же центральная тема - собирание души. Что для каждого - актуально всегда. Хотя всегда не ко двору веку. Песни Надежды не "прилепились" ни к какому идеологическому движению, их нельзя использовать как знамя или инструкцию. Возьмемся за руки... Как здорово, что все мы здесь... Или для "хождения вокруг церковной ограды", как песни отца Романа. Или - в педагогических целях... Для Сосновской поэзия - сокровенное, "домашнее дело", И в этом тоже сказались талант, совесть и чувство соразмерности -в бескомпромиссном художественном и человеческом поведении. Почти забытые, драгоценные достоинства... К чему лукавить - с Надей мы дружим лет пятнадцать. Холодноватый тон предыдущих строк - от желания взглянуть на мир ее песен непредвзято. На самом деле (как говорит, бывало, Володя Бережков: "На самом деле,,.") самые любимые мои песни у Надежды - те, где открытый сантимент. Там, где задушевная свобода, сердечная растроганность и живое тепло дыхания, "Памяти матери", Посвящение Лоре ("Полночь, за полночь..."), "Колыбельная для младшего сына", "Вера, надежда, любовь" и многие другие из того же ряда. Как видите - все это речь, обращенная к конкретному человеку, тихий разговор двоих любящих и понимающих друг друга с полуслова. Почти альбомная, домашняя лирика. ...И твоя судьба в моей судьбе
Есть такие редчайшие вечера, такие беседы и молчания, когда как будто вся твоя жизнь открывается во все концы - происходит чудо не одиночества, сердечного родства. Когда вдруг Все, о чем внизу лишь грезим,
...Когда-то, давным уже давно, полюбил я Надины песни. Полюбил их именно - для себя. И с тех пор берегу их у сердца на светлый и на черный день - как вздох сочувствия и утешения ... Андрей Анпилов
|
|
---|