Обычно произнося имя Сергея НИКИТИНА, подразумевают песню. Точнее, многие
написанные им хорошие песни, которые звучат в эфире, театральных и концертных
залах, а главное, запросто напеваются, насвистываются, бормочутся населением
от мала до велика, то есть вполне народные.
Лет семь назад Сергей Никитин, по его признанию, "дал себе специальное задание общаться с детьми". И все эти годы неподалеку от дома, где живет - в Московском городском дворце творчества детей и юношества на Воробьевых горах - регулярно проводит творческие вечера, куда в качестве радушного хозяина приглашает детей - с родителями, а своих друзей - бардов, актеров, поэтов, музыкантов, кинематографистов - с их талантами. И сами эти вечера, и их удивительный результат - сотворчество - без преувеличения, можно отнести к редкостным, ценным явлениям современной отечественной культуры. - А теперь, самые смелые - на сцену! Только не очень много. Человек десять, пятнадцать, двадцать. Ну, тридцать, сорок... В крайнем случае пятьдесят... Больше не надо! Раз в месяц, с октября по май, Сергей Никитин произносит эту или близкую по смыслу фразу - и в зрительном зале Дворца на Воробьевых горах наблюдается один и тот же эффект песочных часов. Дети, невзирая на шутливое ограничение, все как один перетекают на сцену, под крыло никитинского обаяния, дружелюбия и гитары. Взрослые вроде бы остаются на местах... Но душой, глазами, голосами уносятся туда же, и через минуту весь этот сводный хор "дыркой в боку свистит", "катается на пони", "дружит с птицею - птеродактилицею", упивается "сладострастною отравой - золотою Брич-Муллой", печалится "под музыку Вивальди"... Это традиционные уже "Никитинские встречи" - удивительный, по своим законам живущий организм, когда сцена и зал дышат одним дыханием, то и дело непостижимо меняются местами, понимают друг друга с полуслова-полуноты, в общем, существуют на равных и заодно... Возникли они, конечно же, не на пустом месте: сколько помнит себя Сергей Никитин, столько с детьми и общается. Первые песенки написал для племянников, для детей своих друзей, а потом и для собственного сына. Писал музыку к мультикам, спектаклям, выступал перед детской аудиторией. А в марте 91-го друзья из астрономического общества Дворца на Воробьевых горах пригласили его участвовать в концертах авторской песни для детей. Те стали приводить с собой мам и пап, устраивать выставки рисунков, поделок - возник своеобразный семейный клуб. Сложилась традиция петь всем вместе. Весь "цех" авторской песни в этой теплой компании перебывал... И не только. Зиновий Гердт, Юрий Никулин, Валентин Берестов, Юнна Мориц, Григорий Остер, Григорий Гладков... И "серьезные", и "несерьезные" музыканты... И киношники... Так первоначальный замысел - приохотить народившийся в гремучие перестроечные годы молодняк к негромкому, чистому звучанию авторской песни - счастливо перерос в возможность приобщить его ко многому хорошему, что есть в сегодняшней российской культуре. И как приобщить! Не просто тихо-мирно познакомить, но взять в плен со всеми потрохами, зажечь огонь сотворчества. Именно об этом - непременно вовлекать в свое искусство зал на правах соучастника - Никитин просил каждого выступавшего. И не было пассивных зрителей! Стоило джазовому пианисту Даниилу Крамеру показать, "как делать джаз", - и зал начинал в восторге отхлопывать ритмы. Стоило барду Олегу Митяеву рассказать забавную историю о том, как однажды на ежегодном песенном Грушинском фестивале под Самарой в полном соответствии с темой исполняемой им песенки в небе неожиданно появился самолет, - у его ног приземлился пущенный детской рукой бумажный самолетик. Стоило кому-то из выступавших - тому же Сергею Никитину, скажем, - слегка подзабыть или перепутать слова собственного произведения (случается такое с отдельными авторами!), - как из зала, несомненно, не лыком шитого, летела дружная подсказка... ...На 5-летнем юбилее здешнего почтенного собрания его завсегдатай и любимец, поэт Валентин Берестов - в нынешнем году, увы, ушедший от нас - заметил: - За эти пять лет мир изменился, наша страна живет под другим флагом. А "Никитинские встречи" в этом изменившемся мире остались, И как же это, ей-богу, здорово! Пахло именинными свечками вперемешку с именинными же пирогами. Пластиковые стаканчики беспрерывно - и бесплатно! - наполнялись разноцветной пузырящейся водичкой. По залу "живьем", как всегда, впрочем, расхаживал юбилейный Сергей Никитин с гигантской коробкой шоколадных конфет, доступных любому страждущему. Пелись песни - любимые, от мала до велика в этом зале знаемые наизусть. - Я сегодня счастлив, - резюмировал главный юбиляр. И грянул "Резинового ежика". На пару с залом "засвистел дырочкой в правом боку"... * * * Не сомневайтесь: экранно-песенный имидж Сергея Никитина абсолютно совпадает
с тем, что наблюдается в жизни: доброжелателен, открыт, самоироничен. Смеется
как-то симпатично - будто ежик сопит. Похоже, окончательно вжился в образ...
- Всякий раз, попадая на "Никитинские встречи", думаешь с досадой: убогие тексты и примитивные мелодии - из каждого захудалого ларька по всей России, а вот такая - добрая, человечная, необходимая душе культура остается "большим секретом для маленькой компании". Есть ли надежда на ту или иную телеверсию "Встреч"? - Было несколько передач, но - бессистемно. Не теряю надежды, что рано или поздно такая передача - постоянная - будет. Чтобы дело двигалось, мне, возможно нужно стать более организованным, активным. Это не всегда удается - у меня же еще много других дел... - Было бы интересно узнать о них. - Из реализованных - компакт-диск песен Булата Окуджавы. Мы записали его с Татьяной еще при жизни Булата Шалвовича. Он благословил это предприятие, чем очень дорожим. К сожалению, вышел диск уже без него... Осуществлен проект "Песни нашего века", которым мы руководили вместе с Виктором Берковским: в октябре прошли два концерта известных бардов - в Москве и один - в Санкт-Петербурге, записан одноименный компакт-диск. Вышел и диск с моими песнями на стихи Дмитрия Сухарева. Кстати вместе мы несколько лет сочиняли музыкальный спектакль "Скрипка Ротшильда" на основе рассказов Чехова, теперь работа завершена. Боюсь произносить слово "опера", но получилось нечто серьезное. Дело за постановкой этого спектакля. В планах - выпустить компакт-диски песен на стихи Юнны Мориц (для взрослых) и Геннадия Шпаликова. А еще - колыбельные в сольном исполнении. Так сказать, от лица папы. Или - дедушки... - ...попутно организуя новые "Встречи". Вам никто не говорил: "Ну что ты это дело не бросишь? Масса же времени, энергии тратится?.." - Да я иногда сам себе это говорю! Бывает, настроение неважное, идешь туда и думаешь: "Ой..." А придешь - они тебя встречают, под ногами крутятся - и согреваешься у этого очага. Я настолько привык, прикипел, что без этого уже не могу. Не знаю, почему... - А не надоедает, что "крутятся", мельтешат, виснут на вас гроздьями? Не раздражает? - Наоборот! Мне это очень нравится. Иногда какая-нибудь трехлетняя девочка придет, умостится так рядышком, да еще за руку возьмет - ну тогда я просто на седьмом небе. - Меняются ли "Встречи" со временем? - Не сказал бы. Просто - живут. Хотя, случаются новые повороты. "Классическая" линия у нас давно присутствует, а в последнее время мы подружились с фондом "Новые имена", приглашаем выступать талантливых детей-музыкантов. И меня очень радует, что наша аудитория, начиная с двух-, трехлетнего возраста, слушает классическую музыку, затаив дыхание. Я иногда говорю: "Представьте, что вы на концерте в Московской консерватории…", - и они понимают, что прикоснулись к чему-то очень важному, высокому. Возникает звенящая, бережная тишина... А вообще, что у нас постоянно обновляется, так это детская аудитория. За эти семь лет народилось новое поколение! Родители хотят приобщить их к тому семейному очагу, который у нас угнездился, и свою главную задачу я вижу в том, чтобы просто поддерживать в нем огонь. - А как вы относитесь к популярной телепрограмме "Утренняя звезда", где тоже представлено детское творчество? - Я не поклонник. - Потому, что дети там нередко копируют взрослых - репертуар, манеру исполнения? - Весь вопрос в том, каких взрослых они копируют... Конечно, там случаются милые танцевальные номера, где дети просто выражают радость бытия. Но в целом - они профессионально ориентированы на работу в жанре "попсы", а поскольку среди них встречаются по-настоящему талантливые - их жалко. И мне малосимпатичны взрослые, которые это поощряют. - Ну а из тех взрослых, которые были гостями "Никитинских встреч", - это же не только москвичи! - подхватил ли кто-то вашу передовую инициативу? Появилось ли где-то, кроме столицы, нечто подобное? - Я знаю, в Самаре регулярно такие встречи проходят - нашим вслед. Это заслуга людей, которые проводят Грушинский фестиваль и в феврале - так называемую "Зимнюю Грушинку", в рамках которой такое тоже случается. В Казани ансамбль "Тиль Уленшпигель" делает программы авторской песни - для детей. В Волгограде ансамбль "Альманах" - сами сочиняют и разыгрывают сказки, выступают с ними в школах, вовлекая в действо детей... Все они были нашими гостями. Думаю, найдутся и еще где-то - у нас же столько творческих людей перебывало. Есть, есть такие подвижники. Кстати, когда меня приглашают на гастроли в другие города, я прошу, кроме запланированного, взрослого, организовать еще и благотворительный концерт для детей и родителей. Сам напрашиваюсь! Прошу найти мне местные юные таланты, и всякий раз получается что-то неожиданное. - Например? - В Протвине один мальчик 10-12 лет вызвался петь романс. Что-то про ямщика... И вдруг как заревет басом, ну просто в манере Шаляпина - я чуть со сцены не упал от неожиданности! А в Екатеринбурге была удивительная девочка девяти лет - композитор, сочиняет фортепианные произведения. И "Новые имена" о ней не знали... - Так вы, значит, еще кого-то и открываете... - Для себя - да. Всех на заметку беру, стараюсь участвовать в их судьбах - рекомендую в "Новые имена", кого-то удается вытащить на телевидение. На всех меня не хватает, к сожалению. Но иногда выпустишь из поля зрения, а встретишь лет через пять, - и они говорят, что та наша встреча сыграла какую-то роль в их жизни. Может быть... Я просто вспоминаю себя ребенком - каждая личная встреча с людьми искусства несла заряд на всю жизнь. До сих пор помню человека, показавшего мне, как играть на пианино двумя руками... - Хорошо бы, первыми неравнодушными взрослыми в жизни ребенка оказались его родители... - Да. Сейчас, когда эфир забит мусором, повышается личная ответственность человека за себя, свой внутренний мир. И за детей. Если не хотим их потерять, нужно вкладывать в них себя, свои возможности. Мой научный шеф Армен Сарвазян, сверхзанятый наукой, спавший четыре часа в сутки, ежевечерне проводил с двумя своими дочками полчаса перед сном. Разговоры на разные темы, просто чтение - все зависело от возраста, настроения детей, от потребностей. Это продолжалось до их 16-17 лет и всегда было для них интересным, необходимым. Надо работать. Вместе с детьми читать вслух, петь, музицировать. Пусть папа знает пять аккордов на гитаре, но как-то вовлечет, приохотит. Я вообще приветствую все, что делается в семье сообща - рисование, домашние спектакли, разыгрывание шарад. Лишь бы присутствовал в семейном кругу этот вирус творчества! ... Тут Сергей Яковлевич придвинул к себе лист бумаги, взял фломастер
и написал:
Остается добавить, что первая в этом сезоне встреча состоялась в октябре, а остальные пройдут 15 декабря, 16 февраля и 20 апреля, как всегда, в 18.00, в Театральном зале Дворца творчества детей и юношества на Воробьевых горах. По ряду причин они стали более редкими (надеемся, временно!), но, вне всякого сомнения, будут не менее интересными. Приходите: не хватает именно вас! Елена АГАШИНА
|
|
---|