Юнна ЧУПРИНИHА
САМАЯ известная и любимая среди женщин с гитарой, Долина
больше не участвует в бардовских проектах и до сих пор в одиночку собирает
полные залы. Пожалуй, она стала первой, кто открыто посвящал слушателей
в свою будничную жизнь. Характерная внешность, непривычное число детей,
некоторая манерность, острый язык и никаких сантиментов. Когда мы встретились,
Вероника Долина учила дочку варить фасолевый суп.
- Вам случалось предсказывать в стихах собственную судьбу? - Почти вся моя жизнь до смешного прописана. Например, злосчастные строчки "Когда б мы жили без затей, Я нарожала бы детей" написала в 20 лет, когда моему первому сыну едва исполнился год и все в моей жизни казалось благополучным. А я сочинила дурацкую балладу о том, как влюбляюсь и произвожу на свет детенышей. Мои культурные родители чуть не сошли с ума. Если бы это спела хорошенькая девочка с приятными округлостями, все могло бы сойти за юморок. Но я! Простодушная манера, снисходительный к публике вид, максимально небезупречная внешность. Все вместе производило чересчур правдивое впечатление. И действительно, сегодня у меня четверо детей, правда, всего от двух мужей. Но дети действительно комично не похожи друг на друга. А семь лет назад моя жизнь изломалась: произошел на свет новый брак, начал вызревать новый ребенок. И этот мой поступок повторили все мои приятели-мужчины (а других не имею): они сломали браки и народили на круг около десяти детенышей, почти исключительно мальчиков. ' Это случилось на разных континентах, так что семена моего скромного стихосложения разлетелись по свету. - Ваш нынешний муж, кинорежиссер Александр Муратов до знакомства знал вас как поэта? - Мы познакомились житейски и, по-моему, он обо мне никогда не слышал, хотя в какой-то момент и пытался уверить, что это не так. Банальная история. Мне вообще кажется, что в том, как люди знакомятся и как заводят детей, нет ничего экстраординарного. Семь лет назад я села в самолет, летящий в Сочи на фестиваль "Кинотавр". Рядом оказался молодой мужчина с темно-русой щетинкой. Я была абсолютно спокойна и ни капельки не воспламенена: в хорошем самочувствии, только что из Америки, в свежих нарядных тряпках. Моим любимцем в то время был маленький магнитофончик, чуть получше плейера. Я возьми и скажи соседу: "Не желаете послушать?" И сунула ему в уши наушничек песенки на две. Hу, потом слово за слово... - Вы не жалеете, что поменяли свою жизнь? Это было неизбежно или все можно было оставить по-прежнему? - Думаю, можно было оставить по-прежнему, но судьба слишком тащила за волосы. Жалею ли я? Ни капли. Это мой опыт, мой свежий, чудесный, лучистый ребенок. С другой стороны, очень жалею: при любой революции проливается много крови. - Принимая решение, вы беспокоились о судьбе детей? - Вы говорите банальности: детей можно закидать шапками. Они, как и любые живые существа, настоящие взяточники. Когда я праздновала день рождения одного из маленьких детей, я, на всякий случай, заваливала подарками двух других. Неужели вы думаете, что, когда я принимала решение лишить их отца, я не нашла способов материально компенсировать эту потерю? - Тем самым поддерживая взяточничество? - А как иначе? Человеку нужно давать. Все: помощь, радость, возможности, степени свободы. При полном равнодушии государства это можно обеспечить только на приватном уровне Я взяла своих детей на себя. Конечно, я себе прошептала" они будут видеться с отцом, и я сделаю так, чтобы они минимально пострадали. Я их государство, я их пуповина рядом со мной они получат гораздо больше, чем с кем бы то ни было. - Вы видите в них себя? - Мой старший сын пишет диссертацию о советских детских книжках. Возлюбленная моя тема, она одна меня чуть-чуть утешала на моем пути-дороге в пединститут. Сын совершенно самостоятельно освоил эту тему. Я не помню, чтобы мы когда-то это обсуждали. Средний мальчик пошел в театральный. Не спросясь, как уходят в мореходное училище. - Но ведь в вашем доме появился кинорежиссер! - Но ведь его папа - физик, доктор наук, профессор. И мой нынешний муж-кинорежиссер чрезвычайно скромен, не рекламен, не декларативен, и никакими киношными фотографиями наш дом не увешан. А мог бы. Он поставил такие симпатичные детективы, как "Криминальный квартет" и "По прозвищу "Зверь", а сейчас снимает 18-серийную милицейскую сказку "ДДД". В нашей жизни существует его графство и мое герцогство. Мы граничим, ходим друг к другу в гости, у нас даже есть общий наследный принц Матвей четырех лет. О совместных проектах мы не думаем. Хотя для его последней картины я записала четыре баллады. * * *
- Дети росли на ваших песнях? - Ни в коем случае. Мне не нравится давление моей персоны на детей, на мужа, на обстановку в доме. Но когда дети громко включают какую-нибудь западную мелодию, я привожу веский аргумент. "Что за свинство! Я же здесь не сижу с ногами крест-накрест, с утра до ночи тренькая на гитаре А я, между прочим, всех вас этим кормлю". - Неужели даже застолье обходится без гитары? - Я никогда не играю дома. Скажу вам застенчиво: есть такая профессия - Вероника Долина. Антрепризный театр, существующий на разных площадках. Но репетиции никому не видны, а режиссура не заметна. Сочиняю я тихо: чирк-чирк по бумажке. Спектакль проходит далеко от дома. Я не собираюсь изображать из себя примадонну: вытянув шею, схватив гитару, вставать на котурны. Это безобразное зрелище детям не по плечу. Неужели вы думаете, что стриптизерша репетирует перед детьми - пусть это непристойное сравнение. Но для меня петь у себя дома - как выдвигать свою кандидатуру в Государственную Думу. Мой подиум в другом месте, и я произношу на нем другие слова. - Возникали ли у вас проблемы с мужчинами из-за вашей известности? - Некоторое количество персонажей, прошедших через мою жизнь, претерпели тщательный отбор. Но моя - только не популярность, а индивидуальность - всегда мешала и мне, и им. Мужчина переживает уйму стадий, пока понимает, что ты человек, причем женского пола и сравнительно свежего возраста. Через мою внешнюю оболочку не каждый может пробиться. Она ведь твердела годами: вы хотя бы представляете, что такое московская еврейская девочка 70-х годов? - В общих чертах. - Не каждый вам расскажет - нас уже мало на Москве осталось. В свое время меня обижал Булат Шалвович Окуджава. С позиции собрата, но с высокомерием кавказца он иногда спрашивал: "Куда тебе с твоим носом?" Дело, конечно, было не в носе. Я просто была не такой, как все. Все началось в 74-м, когда меня, 18-летнюю, привели в одну московскую компанию. Уже в 76-м начался мой путь по московским квартирам, он привел меня на первый конкурс. В 77-м я уже выступала каждую неделю, а с 78-го года не видела залов меньше чем на три тысячи человек. Передо мной лежал огромный, как страна, бескрайний пласт публики. Это был фарт: простые стихи, незатасканная манера, простенькое треньканье на гитаре, даже мой угрюмый вид производили тогда выгодное впечатление. Люди тогда любили человека с гитарой. Эта любовь давала могущество. - Но взамен публика диктовала вам свои вкусы. - Я не была за это в претензии. Простоватость, просторечивость, внятность - это ничего, думала я. Все-таки какая-то пушкинская струя. Мне кажется, мои первые стихи не сильно отличаются от сегодняшних. Хотя наивности, конечно, поуменьшилось. - Барды - это любители или профессионалы? - Талант всегда профессионален. Талантливый - значит жизнеспособный. Талант не может быть неудачлив в гадком смысле этого слова. Он предполагает жизнь, успех, выход к публике. Я помню, как на праздновании своего 60-летия в бардовской среде Булат Шалвович сказал: "Никуда не надо было вступать, ни в Союз кинематографистов, ни в Союз писателей - только в КСП". А сегодня аббревиатура КСП (Клуб самодеятельной песни) звучит чуть ли не постыдно. Но что делать? Эволюция. Так что все, существующие сегодня на руинах КСП проекты, кажутся мне мертворожденными и малокультурными. Я - вне. Никакого "возьмемся за руки". Будем пропадать по одиночке. - Не слишком ли пессимистично? - Я не признаю деления на пессимистов и оптимистов. Я разная, мне бывает смешно и грустно, я бываю легкомысленна и взыскательна к себе. У меня сложные отношения с самой собой. Конечно, с годами они более-менее упорядочиваются. - Вы сегодня себе больше нравитесь? - Не до конца. Сегодня я утешена детьми и работой. Но быстрее устаю. Последнее время я грежу о прозе и уже вижу, как напишу первую фразу "Усталость -это несвобода". Нельзя уставать, из этого произрастает нетерпимость. * * *
- Вы верите в различие "мужского ума" и "женской логики"? - Ничего об этом не знаю. Не привыкла разделять людей по национальному, половому или возрастному признакам. Мне совершенно все равно, с кем общаться, - мужчиной, женщиной или дитем. Главное, чтобы внутри человека светилось зерно. - Но ведь вы признались, что дружите только с мужчинами. Сами себе противоречите? - Может, немножко противоречу. Но, во-первых, мне все равно, а во-вторых, мужчины лучше. Они правильнее. Мужчины более творческие натуры, более бесхитростные. Так называемый женский ум частенько являет собой видение корысти во всем, подлаживание мира под себя. Мне это чуждо. * * *
- Что нельзя снести от мужчины? - Думаю, что надо научиться сносить все. Но есть вещи, нетерпимые для воли. В молодости (сегодня у меня "в молодости" - навязчивая присказка) я была чересчур нетерпимой. Потом успокоилась, а сегодня вновь раздражаюсь, но уже по отношению не к людям, а к государству. Вышло так, что я сама себе государство - социально, душевно и, простите, материально защищенный форт. Но это пока я молода и сильна. А если что-то произойдет - напишите: тут голос ее дрогнул, - не поможет никто и ничто. * * *
- Вам никогда не хотелось уехать из этой страны? - Я же настоящий джеклондоновский персонаж и обшарила все клондайки. Нет прииска, на котором бы я не побывала. И всякий раз возвращалась. Все мы заложники русского языка. Кроме того, я из тех людей, которым нужно здесь и сейчас. Я утром принимаю решение, вечером его материализую. Как опричник, для которого слово есть дело. - А как же вдохновение? - Давно умеем работать с этим материалом. - Была задача, которую вам не удалось решить? - Я очень реальный человек, для меня нестерпима, говоря академическим языком, "некорректная постановка задачи". Как писал Булгаков, правду говорить легко и приятно. На мой взгляд, жить должно быть легко и приятно. Задачи надо ставить посильные, но на посильной шкале должна стоять самая высокая отметка. - Вы пытались когда-нибудь влюбить в себя мужчину? - Для этого существует технология. Прежде всего, это огромная работа над собой. Разжигание себя до полного воспламенения, до головной боли. От этого приходят в движение древнейшие механизмы. Это знает каждый творческий человек, любой, кто пишет на бумаге. Высекаемая искра может быть не видна, не слышна, не ощутима, но она попадает в пространство и не может не произвести эффект. Умей увидеть, потянуться рукой, пощупать, разглядеть. Может легко полыхнуть, а может обернуться в пергамент годов и мумифицироваться. Это происходит как в творчестве, так и в любви. * * *
- Но какой-то у нас с вами получается слишком женский разговор.
- ??? - Вы знаете поэта, который выпустил 10 компакт-дисков? А эстрадника, который напечатал 15 книг? Это я. Когда я вытираю тяжелую слезу усталости, то говорю себе именно об этом. Это мой эксклюзив. Мой патент. Моя продуктивность. - На первый взгляд, показатель "продуктивности" - не из творческого словаря? - Мне всегда кажется важным упомянуть, сколько я сделала. Я - из тех, кто знавал миллионные тиражи. В этом году я объехала десять стран, записала компакт-диск на французском языке. Я каждый год выпускаю по книжке. У меня есть человек, который занимается моей звукозаписью в Москве, литературные агенты в Америке и Израиле. - У вас были годы, когда вы вообще не писали? - Только месяцы. Я могу писать практически в любых условиях. Но на мне ведь семья, дети. А приличная стиральная машина появилась только год назад. - Быт вас не раздражает? - Напротив. Я люблю детопроизводство, возню с детьми и домашними делами. Молоденькую и не блещущую красотой, меня страшила перспектива одиночества. И мне очень хотелось замуж, мечталось о потомстве. Чтобы было: как капитал, как кубышка. Я и стихи производила на свет, исходя из того же принципа: чтобы было. Кстати, в этом году я на удивление легко пишу. Меня можно на час оставить одну, дать бумагу и... - Такая легкость не пугает? - Когда я была совсем дитя, училась в институте, могла написать за лекцию до пяти стихотворений. Конечно, я стремлюсь к разнообразию и новизне. Но это тоже следствие рыночных законов. Как и стремление избежать самоповторов: монотонный товар хуже продается. Иногда какой-нибудь внимательный слушатель поймет и упрекнет: Вероника Аркадьевна, вы же то же самое, но на одну строфу короче, спели восемь лет назад. Я ужасаюсь и хлопаю себя по лбу. - Признание кого из близких для вас более ценно: детей или родителей? - Дети мне очень важны, но они находятся чуть-чуть вне. Родители тоже немножко вне, хотя последние пять лет у нас с ними ослепительная любовь. Весь этот год меня раздирает где-то прочитанная фраза умирающего Олега Даля: "Искусство - там, где мама". У меня сейчас мучительно болеет мама, и эти слова прожигают меня насквозь. * * *
"ОБЩАЯ ГАЗЕТА" N 32 12-18 августа 1999 г.
|
|
---|