Самодеятельная песня получает все большее и
большее распространение, превращаясь из достояния узкого круга ценителей
, в могучую силу современного общества.
С каждым годом увеличивается число клубов самодеятельной песни, проводится
много фестивалей и конкурсов. Нет сомнения, что в этих условиях давно настало
время для более широкого общения многотысячной аудитории любителей самодеятельной
песни. К сожалению, до сих пор такое общение происходит эпизодически, от
случая к случаю. Во время фестивалей самодеятельной песни и некоторых других
мероприятий КСП представляется возможность обменяться мнениями о современном
состоянии и путях развития этого движения. Но, однако, в подобного рода
дискуссиях участвует ограниченное число людей.
В связит с этим, одна из главных задач нашего журнала - объединение всех
любителей самодеятельной песни страны. На страницах журнала мы предполагаем
развернуть широкую дискуссию о различных аспектах как самодеятельной песни,
так и всего движения КСП. Но этим не исчерпываются задачи журнала. В нем
будут помещаться самые разнообразные материалы. От текстов и нот песен
до теоретических статей. Много интересного в нашем журнале найдет для себя
самый широкий круг читателей. Одни материалы заинтересуют рядовых любителей
самодеятельной песни, другие - ее авторов, третьи - специалистов в области
музыки и поэзии.
Будут публиковаться материалы, посвященные организационным вопросам.
Ни для кого не секрет, что какая-либо информация, пройдя через десятки
рук порой сильно искажается или даже становится противоположной своему
первоначальному смыслу.
Наш журнал постарается исправить такое положение. Он представит читателю
возможно более объективную и, разумеется соответствующую действительности
информацию, в частности, об авторах и исполнителях самодеятельной песни.
Мы обращаемся ко всем, кому есть что рассказать - присылайте нам свои
корреспонденции. Это поможет установить большее взаимопонимание и будет
способствовать сплочению рядов нашего движения. |
|
|
В коридоре недавно открывшегося клуба самодеятельной
песни г.Москвы висит большая карта страны, где флажками отмечены песенные
центры. География их весьма широка. Тут и старые организации, стоящие у
истоков возрождения СП у нас в стране, и только что созданные молодые клубы.
76 городов, 76 клубов, для которых СП - это очень серьезно. А сколько приверженцев,
любителей и почитателей творчества наших бардов. Привести эти цифры трудно,
трудно учесть все конкурсы, слеты, фестивали которые проводятся в разных
городах в течение года. Но все же попытаемся на примере Москвы проследить
рост популярности СП за десять последних лет. Первые слеты КСП собирали
до двухсот человек участников, среди них люди разных профессий, но преобладают
студенты. 10 слет - 800 чел., 15 - 1500, 17 слет 4500 чел., 22 слет - 8000
чел. Рост , близкий к экспоненциальному. Случайно ли это? Новый песенный
бум? Мода? Как, скажем в литературных кругах была мода на Кафку или Набокова?
Безусловно нет. Да и может ли быть модой, столь сильное, неровное но несомненно
искреннее течение, охватившее всю страну.
Начало двадцатого столетия принято считать серебрянным веком нашей
ли тературы, музыки, искусствоведения, театра. Сколько течений враждующих
и взаимоисключающих друг друга, и безусловно движущих механизм создания
настоящего подлинного искусства. Возникают школы мастерства по направлениям
символизма, акмеизма, футуризма, сюрреализма и пр. Действуют литературные
и музыкальные кафе, где выступают Хлебников и Бурлюк гремит Маяковский.
Но никакой апофеоз долго продолжаться не может, отошли в прошлое футуристы
и эксцентрики, жизнь, а с ней и литература, вошла в тихое спокойное русло.
Куйбышев, июль 79 года. Я не случайно провожу ассоциативную параллель.
Семьдесят шесть песенных клубов, барды, поэты композиторы, исполнители,
режиссеры, а в песенной поэзии угадываются футуристы и эксцентрики, акмеисты
и символисты. И тот же молодой задор, те же споры до хрипоты песни и ночью,
и утром, и днем. Группа "Последний шанс" - эксцентрики или футуристы, кажется
что-то подобное было у Хармса, а может быть новое, чему еще нет названия,
необычно? Отвергаем? Группа то принятая в штыки, то признанная, зажигающая,
завораживающая аудиторию. Попробуйте нарушить привычный образ мышления,
наблюдать в другой плоскости, это очень интересно. В стихах Сосновской
и Орловой угадывается влияние символистов и романтиков. Ярок и самобытен
символизм Бережкова. Долина довольно успешно продолжает традиции русской
сентиментально - лирической поэзии Вертинского, Окуджавы.
Трудно, да и ни к чему расставлять людей по полочкам, быть может они
с этим не согласятся, да и это не цель сегодняшнего разговора. Дело все
в том, что мы с вами свидетелями и участниками рождения, а точнее возрождения
бардизма, формирования его как жанра, завоевывающего себе место на одной
ступени с многообразной в жанровом отношении русско-советской литературой
и музыкой. Что же все-таки такое самодеятельная песня? Правильно ли это
словосочетание, как название для жара? Какого автора можно считать бардом,
только ли того, ко-торый являясь и поэтом и композитором одновременно,
сам исполняет свои произведения? Все эти вопросы весьма дискуссионны, но
безусловно актуальны. Автор статьи не ставит своей целью отвтить на них,
но попытается показать и обобщить существующие точки зрения людей уважаемых
и известных. И если эта попытка удастся и на страницах журнала возобновится
диспут о судьбах самодеятельных песен, редакция посчитает свою задачу выполненой. |
Б.РУБАШКИН
Возвращаясь к вышепоставленным вопросам, проанализируем словосочетание
самодеятельная песня. В нем угадывается некая двусмысленность, обусловленная
его семантическокой структурой и трактовать его можно по-разному.
Во-первых самодеятельная, то есть сделанная самостоятельно, или иными
словами городской фольклор. Во-вторых самодеятельная, то есть дилетантская,
сделанная непрофессионально, неграмотно (кстати слово дилетанская в переводе
с французского , означает самодеятельная, отсюда и путаница). Такое
мнение к сожалению, пока еще бытует в среде людей уважаемых и близких к
судьбам нашей литературы и музыки. Такое мнение к сожалению, пока еще бытует
в среде людей уважаемых и близких к судьбам нашей литературы и музыки.
Эта трактовка слова самодеятельная не верна, крайне вредна, но является
весьма веским доводом в руках наших оппонентов, особенно когда они приводят
в качестве примера слабое произведение, того или иного автора. Само слово
профессиональная необходимо понимать правильно. На слух буквально, мы скажем:
-То дело за которое мы получаем зарплату является нашей профессией, и мы
в нем профессионалы. Но такой подход чисто формален, суть же определяется
отношением к своему делу. Автора самодеятельных песен, относящегося к своему
творчеству со всей строгостью и ответственностью, должно назвать профессионалом,
а журналиста, пишушего, к примеру скучные, словоблудливые статьи - дилетантом.
Новелла Николаевна Матвеева (Клуб и худ. самодеятельность *б 1979 г.)
предлагает другое название -авторская песня, такого же мнения, кстати придерживается
Луферов. Этот координально важный вопрос, пока что не снят с повестки дня.
Я был участником увлекательного разговора о жанре СП в Ленинградском
клубе "Меридиан" в 1975 году. По мнению В.Федорова, бардом может называть
себя лишь тот, кто одновременно является автором слов и музыки, а также
исполнителем своих произведений и, что только так можно определить границы
жанра. Ал.Врунов считает, что автору не обязательно быть исполнителем своих
произведений. Но кто же тогда Никитин, Дулов, Стеркин, Ченцов? Необходима
более точная формулировка. Вышеназванные товарищи видимо тоже барды. А
может и прав Федоров?
Бард, менестрель, шансонье, скальд, нарицательное Боян - слова синонимы?
Сказать так, значило бы поставить крест на вековой истории авторской песни.
ХШ век знакомит нас с творчеством бродячих певцов - трубадуров, популярных
в народе и у правящих династий... Песни великого менестреля Беранже, поднимали
на баррикады французской буржуазной революции. "Дерзкие струны, которыми
скальды гремели о женском величьи...", пишет Н.Гумилев в стихотворении
"Царица" (Жемчуга), Боян, в блове о полку Игореве - народный песнопевец,
стал именем нарицательным и вдохновил некоторых русских и советских поэтов
на создание образа бродячего певца-менестреля (В.Соснора, Песня Бояна)
и т.д Великий чилийский менестрель Виктор Хара отдал свою жизнь и творчество
за свободу многострадального народа.
Мы снова подходим к краеугольному камню - определению границ жанра
СП. Попытаемся подойти к этому вопросу диалектически. Предположим, что
из истории бард-поэт-певец, а это предопределяет песни этого жанра, как
поющиеся поэтические произведения, следовательно исключает возможность
вторичности текста, так как само поэтическое произведение всегда первично
и "не нуждается в переделке" (Н.Гумилев, Анатомия стихотворения), какую
ему может предъявить завершенная музыкальная форма. |
В то же время, музыку нельзя здесь признать
вторичной; видимо поэтому, делая вывод по опросу большинства авторов, мы
говорим, что текст и музыка рождаются одновременно как некий конгломерат
творческого мироощущения автора. Именно этот признак течения СП как бардизма,
как мне кажется, должен считаться необходимым, но не достаточным признаком,
проливающим свет на правовое положение СП как самостоятельного жанра. Сразу
же возникает возражение, что существуют песенные стихи, якобы несущие в
себе музыку. Но это только лишь стихи, а отнюдь не составная часть песни.
Доказательством тому может служить случай с известным стихотворением "...Мне
говорят, что надо уезжать". Сила и драматизм стихотворения, его аллитерации,
передающие движение ветра , звук волны, боль, собственно его фонетическая
и семантическая структура несли в себе те ноты, которые были единственно
возможны.
Мирзаян в Москве и Лемеш в Киеве написали музыку на это стихотворение
и были поражены, как мелодии оказались похожи, а фальсификации нет и в
помине.
Создание двух совершенно одинаковых первичных произведений одновременно
невозможно, так как творческое начало определяет неповторимость произведения.
Вторым признаком жанра, уже необходимым и достаточным, можно считать его
ф о л ь к л о р н о с т ь , т .е. передачу из уст в уста без посредства
нотной записи. Такие произведения живут годы, приобретает новое значение,
их мелодии изменяются, изменяется и текст, так, что порой авторского остается
малая малость, но и это не беда. Самые жанровые песни наших авторов уже
прошли испытания временем (Окуджава "Последний троллейбус", Визбор "Домбайский
вальс", Кукин "Париж" и многие другие). Песня Визбора впервые прозвучала
в космосе. Распространение СП не говорит в пользу тех, кто считает их чисто
студенческими или туристскими, тем самым представляя род творчества-
- жанр, как некий функциональный элемент, какого-нибудь хобби.
41% студентов, 47% служащих, 5 % рабочих. И потому обидно слышать на
заключительном концерте лауреатов ХII фестиваля памяти Грушина, от Кельмана
(один из организаторов фестиваля) пожелание, что новый год принесет много
туристских песен созданных у костров и палаток. Узко смотрит товарищ Кельман!
- Речь идет о направлении в искусстве, а не о хобби!
Не только техническая сторона распространения и популяризации определяет
связь между течением бардизма в ХШ-Х1Х веках и самодеятельной песней. Наиболее
излюбленным родом творчества у бардов во все века, было написание песенных
баллад. Мне кажется не случайным обращение к ним ряда наших авторов (В.Луферов,
А.Ткачев Н.Матвеева и др.), Ильи Ченцова к старым песням Беранже, придание
им нового музыкального звучания и т.д. Разговор о поэтической и музыкальной
эволюции СП в нашей стране и за рубежом - тема долгих диспутов, исследований,
споров. Несомненно одно: жанр есть, есть традиции, вековая история и немалые
успехи. Уровень музыкальной и поэтической подготовки бардов уже достаточно
высок и лучшие наши произведения пробивают нелегкий путь на телевидении,
радио, в печати. Существует устоявшееся мнение: самодеятельной песне грозит
выход на эстраду, мол так и жанр исчезнет. Мне кажется, это крайне вредное
заблуждение, и полностью разделяя мнение Н.Матвеевой (Клуб и Худ. самодеятельность
6.79 г.) "Популярность до сих пор никогда не вредила никакому произведению
искусства", добавлю, что быть может вредила некоторым авторам, только в
частности. И чем больше наших песен увидит свет, появляясь на пластинках,
звучат по радио и телевидению, тем лучше. А для этого нужно много и кропотливо
работать. |