Материал - из издания "Музыкальный магазин"
 Заметки на полях
дамской шляпки

 
О, женщина! С тех пор, как Господь создал тебя из ребра Адама, ты отведала запретный плод и осознала свое отличие от мужчины, наверное, с того момента и началась твоя борьба за достойно место под солнцем.
Твои прародительницы, современная женщина, были гораздо мудрее и, тайно мечтая о том же, о чем и ты, соблюдали древние традиции. Они провожали мужей на охоту, а сами занимались необременительной работой по дому: воспитывали детей, подбрасывали дров в очаг и отгоняли от пещеры кровожадных доисторических ящеров. Но шли века, и вот уже почти все хищники в Красной книге. На смену первобытным пришли затейливые современные заботы о памперсах, пылесосах и амбарных замках... А что женщины? Они отправились вслед за своими мужьями –  покорять вершины коммерции, науки и шоу-бизнеса.
Что же изменилось? Да ничего! На пороге уж XXI век, а ты все так же любишь (зачастую недостойного), веришь (порой – зря) и ждешь (случается – впустую) Что же изменилось? Да ничего! На пороге уж XXI век, а ты все так же любишь (зачастую - недостойного), веришь (порой - зря) и ждешь (случается - впустую). Ты все такая же - с вечной недосказанностью в слегка подкрашенных невыспавшихся глазах. Ты берешь чистый лист бумаги и пишешь то, что не решалась сказать Ему. Ты почти всегда несчастна: наверное, это компенсация за талант и возможность любить, как никогда не полюбит мужчина. Ты лучше. Ты чище. Ты трагичнее и мудрее. И вот ты стоишь на сцене, плотно окруженная кольцом все тех же мужчин. Даже здесь твое место под солнцем незаслуженно мало!
«Любви  моей ты боялся  зря,  не так я страшно люблю.
Мне было довольно видеть тебя, встречать улыбку твою"»
Если говорить о тридцати трех китах, на которых держится жанр авторской песни (АП), то женских имен здесь, как и везде, не много. И, пожалуй, лишь Новелла Матвеева достойна возглавить весьма недлинный перечень тех, кто позволил себе кое-что сделать в этой области.
Помните «Девушку из харчевни»? Она стала не просто суперхитом, вот уже несколько десятилетий  эта песня - символ жертвенности женской любви. Когда слушаешь ее, возникает странное чувство несоответствия. Этот эффект достигается благодаря сочетанию тонкой и мудрой лирики Новеллы Матвеевой с ее совершенно детским непосредственным голоском.
Однако не следует поддаваться первому впечатлению. У этой женщины есть настолько энергичные вещи, что им позавидовал бы любой мужчина. Кстати, один из бывших участников «Первого круга» Виктор Луферов с большим удовольствием включил в свой репертуар несколько матвеевских песен. И звучат они в мужском исполнении, поверьте, весьма убедительно!

«Не ищи меня, пожалуйста, - я ушла гулять по городу...»
Вслед за одной Матвеевой я, не задумываясь, поставила бы другую - Веру. Она не столь широко популярна, и, увы, сегодня ее мало кто помнит. Но роль творческого человека определяется не количеством созданных произведений, и уж тем более не успехом среди широких масс.
Стать знаменитой Вера не успела: в двадцать пять врачи обнаружили у нее саркому мозга и вынесли приговор - пять лет жизни. Увы, не ошиблись. Видимо, поэтому в ее песнях - терпеливое ожидание смерти, где несчастье и радость наконец-то сольются воедино. Она одна смогла поставить знак равенства между ними еще при жизни.
В ее облике, песнях, голосе пронзительная женская боль, одиночество человека, обогнавшего всех нас по дороге в вечность. Она могла бы жить долго. Она могла бы стать самой-самой. Но ничего не изменить - в книге судеб напротив ее имени стоит крестик...

«Ты мое дыхание, утро мое ты раннее, 
Ты и солнце жгучее, и дожди...» 

Очень трогательные строки посвящала своему мужу Юрию Визбору юная Ада Якушева. В ее песенном творчестве, как в зеркале отразилась романтика и искренность загадочных для нас шестидесятых годов. Когда леса, костры и песни под гитару были не просто развлечением в кругу друзей, но в какой-то степени религией или философией. Когда с легким сердцем бросали все ради какой-то мечты, признания становились стихами, а стихи приносили признание...
Закончилось то золотое время. Не стало Юрия Визбора. Да и Якушева пропала из поля зрения своих повзрослевших поклонников. Им на смену пришло другое поколение со своими мерками искренности и простоты. Песни стали другими.

«Когда б мы жили без затей, я нарожала  бы детей 
От всех, кого любила, всех типов и мастей»

Недавно Вероника Долина отмечала двадцатипятилетие своей песенной творческой карьеры. При этом она с удовольствием поет не  только новые песни, но и те, что написала в восемнадцать. И молодые девчонки верят ей так же, как в свое время их мамы. Долина называет себя «последней шестидесятницей», и, наверное, она права. «У нее есть все, что необходимо для подлинной поэтической работы: одаренность, вкус, трудолюбие, вдохновение и некий загадочный элемент, который, к счастью, пока не изучен» (Б.Окуджава).
Она всегда импонировала мне тем, как последовательно и целеустремленно выполняет раз и навсегда заявленную программу действий, ведь у Вероники Аркадьевны уже четверо отпрысков. Последнее время она не очень-то балует нас концертами, что вполне понятно. Но надеюсь, через годик-другой мы все-таки увидим ее помолодевшую, счастливую и, возможно (чем черт не шутит!), вновь беременную.
 
Татьяна Никитина
Не сочиняет виршей сама. Но спросите любого прохожего о женщинах-бардах, и... он наверняка сразу же назовет Татьяну! Думаю, она это заслужила, так как сама по себе в некотором роде символ. Постоянно находясь при муже, в тени его всесоюзной песенной славы, она тем не менее смогла сделать фантастическую для женщины карьеру и реализовала себя на все сто процентов! Но главное, именно она была и остается организатором всего певческого процесса для дуэта Сергей - Татьяна Никитины.


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

«Я скучаю, на диване лежа: чтой-то не идет ко мне Алеша.
 Ходит он с брюнеткою Ларисой, а со мной не хочет, с  белобрысой!»

А теперь, что называется, лягушатник. Но лягушатник не в том смысле, что на-селяющие его персонажи мелко плавают. Просто они пока еще молоды и знаме-ниты чуть-чуть меньше, чем те, кто начинал в шестидесятых.
Елена Казанцева - самая яркая представительница ироничного направления и, пожалуй, единственная, чей юмор буквально сшибает с ног в первую очередь мужскую аудиторию. Сама Лена из Минска и, к сожалению, не так уж часто ба-лует нас своими визитами. Зато ее лирическая героиня все время где-то рядом, стоит только оглянуться по сторонам. Это простая русская баба, жительница какой-нибудь городской окраины, работница, предположим, сферы услуг.
Стиль Казанцевой можно было бы назвать современной городской частушкой - каждое ее слово заставляет вас согнуться пополам и хохотать до тех пор, пока героиню праздника не сменит на сцене кто-нибудь более трепетный... 

«Дева Богородица, где душа находится? 
 Там душа находится, где печаль живет...»

Елена Фролова впервые появилась на горизонте году эдак в 1988-м. Произошло это на Всесоюзном фестивале авторской песни в Таллине, где, собственно, она и получила дип-лом победителя, а вместе с ним - меткое прозвище «Мирзаян в юбке».
С тех пор утекло много воды, и Фролова переехала из Риги в Суздаль, где продолжает пи-сать песни - как на собственные стихи, так и на Цветаеву, Бродского, Блока... Уже много лет Лена сотрудничает с театром Камбуровой. И это вполне закономерно, ведь там очень серьезные требования к вокалу, а у Фроловой очень сильный проникновенный голос, что большая редкость для жанра авторской песни. Обычно она работает в стиле народных распевов, но ей не менее легко даются песни с элементами джаза, фолка и бард-рока.

«Время лечит только от обиды, от любви не создано лекарств»

Героиня Натальи Дудкиной очень похожа на саму Наташу: может быть ироничной и мягкой, но мо-жет и врезать - так, что не сразу очухаешься. Это тонкая натура - она очень женственна и, естест-венно, так же, по-женски, коварна.
Дудкина живет в Москве. Она профессиональный стилист, журналист, у нее прекрасный сильный го-лос и очень легкая подача. В ней все сочетается гармонично - манера исполнения, внешность, об-разность материала, интеллигентность, общительность, умение держать зал и, наконец, желание до-биться успеха. А это уже немало!
...Ты стоишь на сцене, плотно окруженная кольцом все тех же мужчин. Умение работать локтями - главное, чему ты научилась с момента сотворения мира. Только бы мужчины с их амбициями и комплексами не разрушили хрупкий карточный домик твоих новорожденных талантов. Так что, моя дорогая, бери гитару и пой, пока тебя не заглушили представители сильного пола. Они ведь все равно не поймут, что это не вопреки, а лишь благодаря им. Что это не вызов, а признание своей слабости - все то, что ты не решалась сказать.

Лада Ермолинская
Фото А. Колеганова, А, Ефремова, Ю. Лукина, В. Российского
 
Бард Топ TopList

Реклама: