|
Материал - из издания "Музыкальный
магазин"
|
|
Заметки на полях
дамской шляпки
|
|
О, женщина! С тех пор, как Господь создал тебя из ребра Адама, ты
отведала запретный плод и осознала свое отличие от мужчины, наверное, с
того момента и началась твоя борьба за достойно место под солнцем.
Твои прародительницы, современная женщина, были гораздо мудрее и,
тайно мечтая о том же, о чем и ты, соблюдали древние традиции. Они провожали
мужей на охоту, а сами занимались необременительной работой по дому: воспитывали
детей, подбрасывали дров в очаг и отгоняли от пещеры кровожадных доисторических
ящеров. Но шли века, и вот уже почти все хищники в Красной книге. На смену
первобытным пришли затейливые современные заботы о памперсах, пылесосах
и амбарных замках... А что женщины? Они отправились вслед за своими мужьями
– покорять вершины коммерции, науки и шоу-бизнеса.
Что же изменилось? Да ничего! На пороге уж XXI век, а ты все так
же любишь (зачастую недостойного), веришь (порой – зря) и ждешь (случается
– впустую) Что же изменилось? Да ничего! На пороге уж XXI век, а ты все
так же любишь (зачастую - недостойного), веришь (порой - зря) и ждешь (случается
- впустую). Ты все такая же - с вечной недосказанностью в слегка подкрашенных
невыспавшихся глазах. Ты берешь чистый лист бумаги и пишешь то, что не
решалась сказать Ему. Ты почти всегда несчастна: наверное, это компенсация
за талант и возможность любить, как никогда не полюбит мужчина. Ты лучше.
Ты чище. Ты трагичнее и мудрее. И вот ты стоишь на сцене, плотно окруженная
кольцом все тех же мужчин. Даже здесь твое место под солнцем незаслуженно
мало! |
«Любви моей ты боялся зря,
не так я страшно люблю.
Мне было довольно видеть тебя, встречать
улыбку твою"»
Если говорить о тридцати трех китах, на которых держится жанр авторской
песни (АП), то женских имен здесь, как и везде, не много. И, пожалуй, лишь
Новелла Матвеева достойна возглавить весьма недлинный перечень тех, кто
позволил себе кое-что сделать в этой области.
Помните «Девушку из харчевни»? Она стала не просто суперхитом, вот
уже несколько десятилетий эта песня - символ жертвенности женской
любви. Когда слушаешь ее, возникает странное чувство несоответствия. Этот
эффект достигается благодаря сочетанию тонкой и мудрой лирики Новеллы Матвеевой
с ее совершенно детским непосредственным голоском.
Однако не следует поддаваться первому впечатлению. У этой женщины есть
настолько энергичные вещи, что им позавидовал бы любой мужчина. Кстати,
один из бывших участников «Первого круга» Виктор Луферов с большим удовольствием
включил в свой репертуар несколько матвеевских песен. И звучат они в мужском
исполнении, поверьте, весьма убедительно!
«Не ищи меня, пожалуйста, - я ушла гулять
по городу...»
Вслед за одной Матвеевой я, не задумываясь, поставила бы другую - Веру.
Она не столь широко популярна, и, увы, сегодня ее мало кто помнит. Но роль
творческого человека определяется не количеством созданных произведений,
и уж тем более не успехом среди широких масс.
Стать знаменитой Вера не успела: в двадцать пять врачи обнаружили у
нее саркому мозга и вынесли приговор - пять лет жизни. Увы, не ошиблись.
Видимо, поэтому в ее песнях - терпеливое ожидание смерти, где несчастье
и радость наконец-то сольются воедино. Она одна смогла поставить знак равенства
между ними еще при жизни.
В ее облике, песнях, голосе пронзительная женская боль, одиночество
человека, обогнавшего всех нас по дороге в вечность. Она могла бы жить
долго. Она могла бы стать самой-самой. Но ничего не изменить - в книге
судеб напротив ее имени стоит крестик... |
|
|
«Ты мое дыхание, утро мое ты раннее,
Ты и солнце жгучее, и дожди...»
Очень трогательные строки посвящала своему мужу Юрию Визбору юная Ада
Якушева. В ее песенном творчестве, как в зеркале отразилась романтика и
искренность загадочных для нас шестидесятых годов. Когда леса, костры и
песни под гитару были не просто развлечением в кругу друзей, но в какой-то
степени религией или философией. Когда с легким сердцем бросали все ради
какой-то мечты, признания становились стихами, а стихи приносили признание...
Закончилось то золотое время. Не стало Юрия Визбора. Да и Якушева пропала
из поля зрения своих повзрослевших поклонников. Им на смену пришло другое
поколение со своими мерками искренности и простоты. Песни стали другими. |
|
«Когда б мы жили без затей,
я нарожала бы детей
От всех, кого любила, всех типов и мастей»
Недавно Вероника Долина отмечала двадцатипятилетие своей песенной творческой
карьеры. При этом она с удовольствием поет не только новые песни,
но и те, что написала в восемнадцать. И молодые девчонки верят ей так же,
как в свое время их мамы. Долина называет себя «последней шестидесятницей»,
и, наверное, она права. «У нее есть все, что необходимо для подлинной поэтической
работы: одаренность, вкус, трудолюбие, вдохновение и некий загадочный элемент,
который, к счастью, пока не изучен» (Б.Окуджава).
Она всегда импонировала мне тем, как последовательно и целеустремленно
выполняет раз и навсегда заявленную программу действий, ведь у Вероники
Аркадьевны уже четверо отпрысков. Последнее время она не очень-то балует
нас концертами, что вполне понятно. Но надеюсь, через годик-другой мы все-таки
увидим ее помолодевшую, счастливую и, возможно (чем черт не шутит!), вновь
беременную.
Татьяна Никитина
Не сочиняет виршей сама. Но спросите любого прохожего о женщинах-бардах,
и... он наверняка сразу же назовет Татьяну! Думаю, она это заслужила, так
как сама по себе в некотором роде символ. Постоянно находясь при муже,
в тени его всесоюзной песенной славы, она тем не менее смогла сделать фантастическую
для женщины карьеру и реализовала себя на все сто процентов! Но главное,
именно она была и остается организатором всего певческого процесса для
дуэта Сергей - Татьяна Никитины. |
|
|
|
«Я скучаю, на диване лежа: чтой-то не идет
ко мне Алеша.
Ходит он с брюнеткою Ларисой, а со
мной не хочет, с белобрысой!»
А теперь, что называется, лягушатник. Но лягушатник не в том смысле,
что на-селяющие его персонажи мелко плавают. Просто они пока еще молоды
и знаме-ниты чуть-чуть меньше, чем те, кто начинал в шестидесятых.
Елена Казанцева - самая яркая представительница ироничного направления
и, пожалуй, единственная, чей юмор буквально сшибает с ног в первую очередь
мужскую аудиторию. Сама Лена из Минска и, к сожалению, не так уж часто
ба-лует нас своими визитами. Зато ее лирическая героиня все время где-то
рядом, стоит только оглянуться по сторонам. Это простая русская баба, жительница
какой-нибудь городской окраины, работница, предположим, сферы услуг.
Стиль Казанцевой можно было бы назвать современной городской частушкой
- каждое ее слово заставляет вас согнуться пополам и хохотать до тех пор,
пока героиню праздника не сменит на сцене кто-нибудь более трепетный...
«Дева Богородица, где душа находится?
Там душа находится, где печаль живет...»
Елена Фролова впервые появилась на горизонте году эдак в 1988-м. Произошло
это на Всесоюзном фестивале авторской песни в Таллине, где, собственно,
она и получила дип-лом победителя, а вместе с ним - меткое прозвище «Мирзаян
в юбке».
С тех пор утекло много воды, и Фролова переехала из Риги в Суздаль,
где продолжает пи-сать песни - как на собственные стихи, так и на Цветаеву,
Бродского, Блока... Уже много лет Лена сотрудничает с театром Камбуровой.
И это вполне закономерно, ведь там очень серьезные требования к вокалу,
а у Фроловой очень сильный проникновенный голос, что большая редкость для
жанра авторской песни. Обычно она работает в стиле народных распевов, но
ей не менее легко даются песни с элементами джаза, фолка и бард-рока. |
|
«Время лечит только от обиды, от любви
не создано лекарств»
Героиня Натальи Дудкиной очень похожа на саму Наташу: может быть ироничной
и мягкой, но мо-жет и врезать - так, что не сразу очухаешься. Это тонкая
натура - она очень женственна и, естест-венно, так же, по-женски, коварна.
Дудкина живет в Москве. Она профессиональный стилист, журналист, у
нее прекрасный сильный го-лос и очень легкая подача. В ней все сочетается
гармонично - манера исполнения, внешность, об-разность материала, интеллигентность,
общительность, умение держать зал и, наконец, желание до-биться успеха.
А это уже немало!
...Ты стоишь на сцене, плотно окруженная кольцом все тех же мужчин.
Умение работать локтями - главное, чему ты научилась с момента сотворения
мира. Только бы мужчины с их амбициями и комплексами не разрушили хрупкий
карточный домик твоих новорожденных талантов. Так что, моя дорогая, бери
гитару и пой, пока тебя не заглушили представители сильного пола. Они ведь
все равно не поймут, что это не вопреки, а лишь благодаря им. Что это не
вызов, а признание своей слабости - все то, что ты не решалась сказать. |
|
Лада Ермолинская
Фото А. Колеганова, А, Ефремова, Ю. Лукина, В. Российского
|
|