Оригинал в данный момент не доступен.
Это резервная копия поисковой машины "Bard.ru"
К вопросу об авторской песне в современной
ситуации
Авторская песня и бардовская песня. Рок-поэзия и бард-рок. Сколько же в
последнее время появилось путаницы в терминологии! Голова гудит. Пора внести
некоторую ясность и определить, что же все-таки это такое: "Авторская песня" (в
дальнейшем АП), в современном контексте.
Хотелось бы сразу разграничить два понятия - авторская песня и бардовская. Это
отнюдь не одно и тоже, как, может быть, многим представляется. Во всяком случае,
в нынешнее время. Существует много определений АП. Приведу два наиболее, на мой
взгляд, удачных. Одно из них принадлежит Владимиру Высоцкому, а другое приводит
в своей работе И. А. Соколова):
В. Высоцкий: ""Авторская песня" - стихи, музыка (или мелодия) и исполнение
одного человека".
И. А. Соколова: "Это тип песни, который сформировался в среде интеллигенции в
годы так называемой оттепели и отчетливо противопоставил себя песням других
типов. В этом виде творчества один человек сочетает в себе (как правило) автора
мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора. Доминантой при этом
является стихотворный текст, ему подчинены и музыкальная сторона, и манера
исполнения".
Оба определения очень точно отражают саму суть явления. Единственное что
вызывает у меня некоторое сомнение - это последнее предложение в определении
Соколовой (впрочем, и Высоцкий в своем монологе, откуда взято его определение АП,
говорит примерно о том же). Что значит "стихотворный текст является доминантой"?
Разве в "Песне О Друге" Владимира Семеновича текст господствует над музыкой?
Лично я, после того как услышал это произведение, несколько дней ходил и
насвистывал именно мелодию. Собственно такая же ситуация была и после
прослушивания произведений многих других авторов. Безусловно, бывают такие песни
как "Время Колокольчиков" Александра Башлачёва, где всего два аккорда и стихи
доминируют, и хуже она от этого не становится. Но это лишь говорит о том, что
музыка и текст должны быть адекватны друг другу, т. е. одна песня от богатой
мелодии выигрывает, другая выигрывает от практического ее отсутствия. Здесь
прошу понять меня правильно. Я ни в коем случае не отказываю АП в
текстоцентричности, но, на мой взгляд, нельзя отказывать ей и в богатом,
интересном, свежем музыкальном сопровождении, в мелодическом разнообразии.
Красивый мотив и сложный аккомпанемент вряд ли могут помешать слушателю
адекватно воспринимать песенную поэзию. Наоборот, это только усилит и обогатит
стихи. Поэтому в данной статье предлагаю взять за основу такое определение:
Авторская песня - это такая песня, в которой один человек сочетает в себе автора
мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора. При этом отличительной
чертой жанра является текстоцентричность.
Не меньше, но и не больше. И вот тут начинается самое интересное.
Следуя этому определению, бардовская песня - это всего лишь частный случай
авторской песни, одно из ее направлений. Это только часть большого целого.
Почему? Да потому что авторская песня - это не стиль музыки в том смысле, как,
например, блюз, джаз, рок-н-ролл, фолк, реггей... Ведь каждый из них имеет свой
узнаваемый мелодический, а зачастую и ритмический рисунок, услышав который, вы
сразу можете данный стиль идентифицировать. Авторская же песня может включать в
себя и блюз, и реггей, и фолк, и бард, и все другие течения - лишь бы у песни,
которая в любом из этих стилей написана, был один автор и у музыки и у текста, и
при этом текст не играл бы второстепенной роли. Вы можете меня спросить - какой
же узнаваемый мелодический рисунок у бардов? Отвечаю - это мелодии (и их
различные вариации), написанные "отцами" стиля, теми, кого сегодня принято
называть классиками: Визбор, Ким, Клячкин, Окуджава, Городницкий, Высоцкий и др.
Открою страшную тайну: Юрий Шевчук (группа ДДТ), Диана Арбенина (НОЧНЫЕ
СНАЙПЕРЫ), Борис Гребенщиков (АКВАРИУМ), Александр Башлачёв, Александр Васильев
(СПЛИН), Андрей Макаревич (МАШИНА ВРЕМЕНИ), Дмитрий Ревякин (КАЛИНОВ МОСТ),
Михаил Борзыкин (ТЕЛЕВИЗОР), Ольга Арефьева и другие - это все самая настоящая
авторская песня, так как они авторы мелодии, авторы стихов, исполнители,
аккомпаниаторы, и их песни, плюс ко всему, текстоцентричны. Любой из них может
спокойно выйти на сцену Грушинского фестиваля с акустической гитарой (или с
синтезатором в случае Михаила Борзыкина) и спеть. То, что они предпочитают
выступать при поддержке группы на стадионах (хотя при этом многие не брезгуют и
чисто акустическими концертами), ничего не значит. Розенбаум выступал вместе с
оркестром и не перестал быть одним из самых известных бардов. У песен Высоцкого
существует множество вариантов аранжировок (в том числе и оркестровых:
"Скалолазка", "В Жёлтой Жаркой Африке", "Горное Эхо" и т. д.). Что же они
теперь, не авторы-исполнители? Аранжировка - это вообще не показатель.
Аранжировку можно менять, и неоднократно (что, собственно, и проделали различные
музыкальные коллективы с песнями ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, КИНО, АКВАРИУМА, Высоцкого
и др. на всяческих трибьютах), а вот если изменишь мелодию или стихи, то
получишь уже совсем другой результат. Важно не это. В истории, скорее всего,
останется не группа ДДТ, а автор - Юрий Шевчук, не группа АКВАРИУМ, а автор -
Борис Гребенщиков. Музыканты в группу приходят и уходят: меняются барабанщики,
гитаристы, басисты и др. Состав того же АКВАРИУМА менялся не один раз. Но вот
если группу покинет лидер, и заодно автор всех песен, группа перестанет
существовать. Что, например, и произошло с КИНО, когда погиб Виктор Цой. Автор в
данном случае всегда первичен. Некоторые даже так и пишут в афишах: Вячеслав
Бутусов и группа Ю-ПИТЕР, Ольга Арефьева и группа КОВЧЕГ, т. е. автор и группа
разделены. Другой вопрос, что тексты некоторых сочинителей трудно сравнивать с
текстами Высоцкого. Но это лишь говорит о качестве произведений и не более.
Вообще единство: сам исполняю - сам пишу музыку и стихи - сам аккомпанирую,
лично мне кажется наиболее важным жанрообразующим признаком. И я сейчас объясню,
почему. При данном сочетании в таком сложном конструкторе как песня нет ни одной
детали, которую бы не сделал сам автор. Всё произведение до последнего винтика
создано и выпущено в свет одним человеком. Песня предельно личностна. Она
полностью авторская. Собственно об этом же говорил, например Булат Окуджава, с
мнением которого полемизирует в своей статье другой известный поэт Дмитрий
Сухарев. Процитирую небольшой отрывок: "Вдумаемся, однако, в то, что самый
почитаемый из бардов сказал о собственно жанре. Он сказал: есть два мнения. Одни
"имеют в виду движение". Другие - триединство: стихи свои, гитара своя, сам пою.
Для меня, Булата Окуджавы, сказал он, в этом суть жанра. Благодаря триединству
песня становится голосом личности. Тем-то она и сильна."). И если Дмитрий
Сухарев с ним не совсем согласен, то я согласен целиком и полностью".
Так уж случилось, что в рамках жанра АП на сегодняшний день сложилось несколько
устойчивых традиций. Это непосредственно бардовская ветвь, ветвь русского рока
и, пожалуй, с некоторыми оговорками, ветвь русского шансона (или говоря более
точно - блатной песни). У всех трёх ветвей существует некое общее основание -
единство авторства и текстоцентричность, но при этом тематически,
мировоззренчески, мелодически, поэтически песни существенно различаются. Так,
например, для русского рока больше чем для бардовской песни или шансона
характерна в текстах постмодернистская игра. При этом представители каждого из
направлений, как и положено, частенько на дух не переносят друг друга. Мне это
чем-то напоминает, например, буддизм, в рамках которого существуют направления
махаяны, хинаяны и ваджраяны. Все течения признают основное ядро учения, но
смотрят на него под разным углом, и трактуют его по-своему, и, естественно,
считают, что истина за ними. Сравнение, конечно, весьма приблизительное, но
какое-то сходство все же есть.
В последние годы начинают появляться музыканты, которые постепенно образовывают
некую "четвертую" ветвь АП. Их творчество сложно отнести к бардовской песне или
русскому року и уж тем более к блатняку. Эти авторы либо находятся между ними,
сочетая в своих песнях элементы и того, и другого, либо находятся совсем в
стороне. При этом они по-прежнему текстоцентричны. К таким авторам я бы отнёс,
например, Анатолия Багрицкого, Юлию Теуникову, Григория Данского, Романа
Филиппова, Тимура Шаова, Павла Кашина, Шамиля Абрярова, Сергея Калугина, Олега
Медведева и многих других. Стоит отметить у некоторых из них и более сложный (в
частности, у Сергея Калугина или Григория Данского) аккомпанемент, и гораздо
большее мелодическое разнообразие. В принципе, это и неудивительно. После
падения железного занавеса в страну хлынул поток музыки из всех уголков мира,
которая во времена Советского Союза была попросту недоступна: бразильская,
американская, индийская, британская, африканская, ирландская, да какая угодно. В
результате музыкальный кругозор существенно расширился. Но это уже тема для
отдельной статьи.
Есть ещё одно понятие, которое идет рука об руку с авторской песней -
самодеятельная песня (их частенько уравнивают). То есть песня, написанная не
профессионалом. Под профессионалом подразумевается, по-видимому, человек с
музыкальным или литературным (в случае написания стихов) образованием, член
Союза композиторов (или писателей), который музыкой или написанием текстов
зарабатывает деньги. В современных реалиях, мне кажется, это уже не так
актуально, как было в 50-60-х годах, когда авторская песня позиционировалась как
контркультура. Что, разве Андрей Макаревич или Борис Гребенщиков, Александр
Городницкий или Олег Митяев не профессионалы? Самые что ни на есть
профессионалы. И деньги с помощью своих концертов успешно зарабатывают немалые.
Да и качество произведений отменное. Музыкальное же и литературное образование,
как показывает история, для написания гениальных стихов и музыки совершенно не
обязательны. Это факт. Как и то, что без таланта даже с тремя дипломами о
соответствующем образовании ни Высоцкого, ни Макаревича из человека не выйдет.
Тут стоить отметить другое, а именно то, что в АП появилось множество
халтурщиков и графоманов, которые на все претензии к качеству их песен отвечают,
что они, дескать, не профессионалы. Но простите: если у вас нет музыкального
образования, то это не значит, что вы совсем не должны уметь играть на гитаре, и
не значит, что когда вы поёте, вам совсем не надо попадать в ноты. А то как-то
все слишком просто получается: стишок написал, позаимствовал мелодию у Визбора
или Клячкина - и очередной "шедевр" готов. Нет, господа, на мой взгляд, если
взял инструмент - то научись на нем играть, если взялся писать стихи - то хотя
бы попытайся писать без штампов.
И последнее, что хотелось бы отметить. Некоторые называют "авторской песней"
такую песню, у которой текст написан одним человеком, а музыка другим. Берут,
например, стихи какого-нибудь поэта Серебряного века и кладут на определённый
мотив. Даже конкурсы устраивают, у кого лучше получится. На мой взгляд, это
неправильно. Зачем в таком случае вообще вводить термин "авторская песня"? Ведь
тогда получается, что любая песня - авторская. В любой песне обязательно
кто-нибудь написал текст, а кто-нибудь музыку. Давайте вернемся к определению:
"Авторская песня - это такая песня, в которой один человек сочетает в себе
автора мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора". Подчеркиваю - один
человек. Именно поэтому, например, песня "Темная Ночь", которую исполняет Марк
Бернес, музыку к которой написал Н. Богословский, а стихи В. Агатов, уже не
авторская песня, в моём понимании, а песня в исполнении Марка Бернеса.
Коллективное творчество.
Литература:
1) Соколова И. А. Формирование авторской песни в русской поэзии (1950-1960-е
гг.). Автореф. дисс. канд. филологических наук. - Москва, 2000
2) Сухарев Д. Введение в субъективную бардристику. Знамя, №10/2000
http://www.nneformat.ru/texts/?id=3070 |