Оригинал в данный момент не доступен.
Это резервная копия поисковой машины "Bard.ru"
Екатерина Нехаева
Окончила муз. школу по классу фортепиано в г. Йошкар-Ола. Во время учебы на
химическом факультете МГУ начала писать шуточные песни на свои стихи, вошедшие в
муз. сборник "Совершеннолетние Песни". Тогда же играла в народном Театре
Старинной Музыки под руководством В. Крейсберга. В США с 1991 г.. В 2000 г.
окончила аспирантуру по химии в Clark University, Worcester, MA. Там же
прослушала курс муз. композиции. С 2001 г. выпустила несколько муз. альбомов
своих песен, включая "Опыт жеманного", "Побасенки", "Страсти роковые",
"Петербургские сумерки", а также альбом "Выдох и вдох" с песнями Кати Яровой.
Написала ряд песен совместно с Таней Задорской, которые вошли в муз. сборники
"Полнолуние. Начало..." и "Песнь Розе", записанные дуэтом в московской студии
летом 2003 г.
ПЕСЕННОЕ ПОЛОВОДЬЕ
Они поют, как ручей бежит: сначала тихонько, почти неслышно журча, прыгая с
камушка на камушек; потом громче, уверенней; потом разливаясь речкой и неся на
себе упавшие в воду зеленые ветви; потом выплескиваясь по весне за пределы
берегов и затопляя окрестные луга... Они молоды и очень, очень талантливы. И они
совсем разные – Катя Нехаева и Таня Задорская. Одна – ученый биохимик, без пяти
доктор наук, но с душой артистической - трагическая, жесткая и завораживающая.
Другая – гуманитарий и, как положено, нежный лирик. Но есть, верно, и нечто,
скрепляющее их содружество? Да, есть. Каждая - солистка и вместе дуэт. Обе -
авторы песен и исполнители их. Обе играют на гитаре, иногда приглашая опытных
музыкантов для сопровождения. И обе они внезапны.
Концентрируются мгновенно и начинают, перебрасывая друг другу, как мячики,
варьировать одну за другой темы, которые каждой приходят на ум со скоростью 100
в минуту. Однажды во время ничего не значащего разговора Таня вдруг что-то
тихонько напела. «Что-это? - спросила я. Она неуверенно повторила какие-то
странные протяжные звуки, ей тут же стала вторить Катя. Они словно нащупывали
мелодию. Она разрасталась, ширилась - и возникала песня. Завораживал распев, это
вдруг родившееся двухголосье, словно вмешался опытный хормейстер. Откуда такое
пронзительное чутье на звук, мелодию, музыку, откуда эта притягивающая
странность, которую хочется слушать и слушать? Мистика: вот тут, за столом, во
время ничего не значащего разговора...
Теперь я думаю: может быть, значащего - для них. Помните у Ахматовой: «Когда б
вы знали, из какого сора растут стихи...» Как называется стиль, в котором
работают Катя с Таней, не берусь определить. Это не всегда авторская песня,
потому что они создают мелодии не только на собственные тексты, но и на стихи
других поэтов, чаще на великие строки классиков - Блока, Кузмина, Гумилева,
Цветаевой. Это часто и вообще не песня – скорее романс, даже салонный романс. А
куда деть их смешные - «дурацкие», как они сами говорят - песенки? Похоже, что
наши барды – чистой воды романтики. Они не желают в этом признаваться, они шутят
над собой и своим творчеством, они рядятся в иронические хламиды, а нежность
пробивается в их песнях, как росток из-под земли, и вдруг расцветает вот таким
странным названием программы: «Дебоширы, дуэлянты, диссиденты, эмигранты». Исток
очевиден: Булат Окуджава.
У Кати еще знаменитый студенческий театр Московского университета, у Тани
–внутренняя потребность писать стихи и неизбывная , почти обязательная в ее
российские годы любовь к авторской песне. В прошлой жизни подруги не
встречались, хотя в одно и то же время учились в Москве, а познакомились здесь,
в Бостоне. Познакомились – и прикипели друг к другу. Я понимаю Таню: услышав
Катино пение, она оказалась завороженной. (Так случилось и со мной. Катин голос
обладает таинственной властью. Он со странными модуляциями. Красивый ли, не
знаю, просто его тянет слушать. И только потом начинаешь воспринимать слова). Я
понимаю Катю: она сразу почувствовала в Тане – несмотря на всю их разность –
родственную душу. Знакомство состоялось года четыре назад, а два года спустя
родился их дуэт, и он стал как бы катализатором творчества.
Начали рождаться песни на стихи бостонских поэтов - Леонида Эпштейна, Федора
Финкеля, Евгения Зусера - он же Федя Толстой... Переписывают и свои старые
песни, стараясь сделать их более интересными по звучанию, переложить для двух
голосов, придать им дополнительные оттенки. Микроинтервью с нашими героинями:
ТАНЯ. До приезда в Америку я ни песен, ни стихов не писала. А здесь они на меня
как будто откуда- то сверху посыпались, а вместе с ними и мелодии. Знакомство с
Катей стало новым витком в творчестве. Мы ищем юмор в лирике и глубокий смысл в
юморе. Я очень люблю Катины смешные, немножко «дурацки-сатирические» песенки, и
люди их любят, потому что на самом деле они очень глубокие.
Послушайте их внимательно, и вы увидите, что они написаны о нашей жизни в России
и о тех отношениях, которые складывались между людьми тогда... КАТЯ. Перед самым
отъездом я стала в Москве лауреатом очередного бардовского конкурса,
познакомилась со многими интересными людьми, завязались творческие контакты. И я
тогда задержалась в России на полгода, песни пользовались успехом на Арбате, а
потом уже сломя голову - в Америку в гости к подруге. Виза была гостевая, но тут
случился путч и я осталась насовсем. Бардовская жизнь продолжилась и в Америке,
но не сразу. На какое-то время все остановилось. К тому же - о чем писать?
В России это были песни преимущественно сатирические, а здесь у меня не было
морального права писать на болезненные тотушние темы. Я их еще не могла
осмыслить. Но стали рождаться песни на стихи поэтов Серебряного века, потом и
современников. И, конечно, ложились на музыку собственные тексты – жизнь ведь
продолжалась, копились новые впечатления, возникали новые мысли, и хотелось всем
этим поделиться с окружающими. Стали с Таней много выступать, выяснилось, что и
наши песни, и наше исполнение нравятся аудитории слушателей. Вообще, возможность
петь дает активнейший творческий заряд. Это, знаете, энергетика необычайная…
Автор: Татьяна Файнберг, г. Бостон.
Источник: http://www.kspus.org/Afishi/NekhaevaZadoskaya.doc
http://www.ledaunion.com/phorum/read.php?pid=250013
|