(часть 8)
По бытующему в разгуляевских кругах мнению, весь период существования куста можно разделить на 3 неравных отрезка: ранний, средний и поздний Разгуляй. Первый из них - самый короткий и наиболее запомнившийся. Граница между средним и последним стерта, и, если о втором периоде жизни куста сохранились хотя бы отрывочные воспоминания, то о последнем никто уже и сказать ничего не может, как о явлении, ставшем привычным и обыденным. В чем состоит феномен нашего куста? Почему он перешагнул полувековой юбилей, когда как сам КСП, другие, творческие и не очень, кусты почили в бозе, наигравшись в эти игры уже много лет тому назад? Что тянет людей раз за разом приходить в декабрьский лес, садиться на выстуженные бревна, слушая одни и те же песни возле костра, стоять возле сцены, ловя сквозь пьяный гам обрывки фраз, радуясь каждой удачной, как своей? Что заставляет почтенных мужей, седых и пузатых, придумывать, репетировать и показывать на сцене скетчи, скача по ней козлом и заливаясь петухом? Почему от всей организации песенного Клуба осталось одно, далеко не песенной направленности, подразделение? Потому, что Разгуляй никто никогда не воспринимал всерьез. Это было
некое событие между более важными делами: будь то народный театр, сложные
категорийные походы, диплом, диссертация, ответственная работа, дети… А
Разгуляй – это просто промежуток, отдых, переменка, на которой не грех
повыделываться и оттянуться. Если с этих позиций взглянуть на разгуляевские
слеты, то тогда становятся понятными безудержное пьянство, купеческие излишества,
пафос с привкусом пошлятины и неприкрашенный разврат. Но наряду с этим
зрелищность и патриотичность, слияние в творческом порыве и песенном экстазе.
А Зазнобкин: «Мне совсем не сложно вспомнить что-нибудь интересное о Диме Мартынове. Дементий был человеком оригинальным, многогранным и увлекающимся. Его идеи, кажется, затрагивали все виды человеческой деятельности. И, хотя наши отношения были неровными, они навсегда останутся в моей памяти, как тропа в горах – кто прошел ее раз, навек запомнит все подъемы и повороты».
Галина Кравченко, однокурсница Дементия: «Негласным лидером нашей компании
был Димка Мартынов. Димка незаметно и незаменимо вписался в наш девчоночий
коллектив: он водил нас на слеты, в походы, разводил костер и ставил палатки.
Дементий своей грудью проложил нам дорогу в КСП. Помню, как он, сияющий,
пришел в общагу, (это было в 1975г, на 5 курсе) и выпалил: Мне И.Каримов
сказал, что, мол, хватит вам, ребята, хвостами ходить, давайте, заявляйте
свои группы! Вот мы и заявили две, Чупитры и Клуб 538. Командиром Чупитр
была И. Жеребина, командиром Клуба 538 – я, Галя Кравченко. В Чупитрах
оказались почти все девчонки. В творческом порыве они смастерили из лоскутков
замечательный флаг, на котором были отображены ихние физиономии.
И. Жеребина: Димка любил пошутить, правда, красноречием не обладал: он «выдавливал» из себя слова, делая большие паузы между ними, «украшая» фразы междометиями, потом, в кульминации рассказа, первым начинал смеяться, ухая, как филин. Но один из его «приколов» мне все время вспоминается. В общаге за чаем речь пошла о том, как можно проходить в метро без пятака: гуськом, следуя друг за другом, показывая прошлогодний проездной и т.д. На что Дементий сказал: «Хотите, я пройду мимо контроля, показав фигу?» Мы прыснули, радуясь удачной шутке, не поверив ни на грош. Нет, правда, убеждал нас он, я часто так хожу. Тут же отправились проводить эксперимент. Как сейчас вижу пустой кассовый зал на Курской, который пересекает Мартынов с озабоченным видом. При подходе к контролю, не снижая темпа, он шарит в карманах своей куртки, а потом быстрым движением достает из внутреннего кармана фигуру из 3 пальцев и, показав ее контролерше, с независимым видом скрывается за поворотом. Та провожает его недоуменным взглядом, пытаясь сообразить: то ли она чего не разглядела, то ли ей что-то померещилось.
А. Зазнобкин: «Мне кажется, с Котовым я знаком целую жизнь. Кажется,
всю жизнь у меня перед глазами маячила его нелепая худая фигура, ярко-рыжая
борода и лысина среди рыжего венчика волос, с которой, вероятно, он и родился.
Вечная шинель и спортивная шапочка дополняют картину. Не скажу, чтобы мы
дружили, просто относились друг к другу с симпатией. Порою меня раздражали
его самоуверенность и апломб сверх меры. Мне нравятся его песни, особенно
«Воркута», хотя по-настоящему работать над стихом он не хочет. Песни
выдают его наивную, чуткую и ранимую душу. Он противоречив: «застенчив
до наглости», этим и интересен.
На мой взгляд, Володя один из тех людей, которые принесли кусту Разгуляй
всеобщую известность. Сейчас таких людей уже не делают: современные «молодые»
уже не будут репетировать по 2-3 раза в неделю в течение 4 месяцев спектакль,
который на слете будет сыгран за 15 минут.
Ирина Жеребина: «Я думаю, что всему мужскому населению Разгуляя можно
дать одно определение: влюбчив, то есть чрезвычайно опасен для женщин.
Это в очень большой степени относится к еще одной легендарной личности
куста Разгуляй – Сергею Оглоблину. К счастью, мне не удалось испытать силу
напора его пылких желаний, но по рассказам «потерпевших», я могу себе представить
всю мощь его клокочущей энергии обольщения. Серега живет беспутную жизнь,
связав ее с Разгуляем. Похоже, он не пропустил ни одного слета. Всегда
остается желанным гостем с гитарой возле любого костра. Цельность, честность
и человечность – по моим понятиям, это определяет человека. Один эпизод,
который вполне его охарактеризует.
Ярчайшая личность с массой достоинств и кучей недостатков, Дракон, Сергей
Новиков, всегда отмахивался от Разгуляя руками и ногами, имея ну очень
много других важных дел и обязательств, но всегда оказывался в гуще событий,
являясь их вдохновителем и главным действующим лицом.
Вместе с тем к 30 слету он также составил список неотложных дел для
себя.
Старейший, если не считать Дементия, член куста, один из его основателей. Вера в собственную исключительность – основная двигательная сила в его жизни. Если бы он не был «Полковником», он мог бы стать Наполеоном.
Толя всегда любил праздник: шумное веселье, дружеское застолье, смех развратных женщин и скабрезные шутки на пьяную голову. Наверное, в прошлой жизни он был грузин. Свой день рождения 9 июля очень долгое время отмечался им среди пойменных лугов речки Переплюйки возле станции Башкино по киевской ж. д. Этот день превращался в минислет, где Полковник в любезной его сердцу атмосфере царил среди своих друзей. Мне трудно назвать человека более ответственного, чем Толя Зазнобкин. Он везде и всегда приходил вовремя, поражая своей пунктуальностью. Он физически не мог кого – нибудь подвести, всей душой переживая за дело. Вот так однажды сломав ногу, он все же пришел на слет с загипсованной ногой и на костылях, поскольку был занят в выходе группы по сценарию. После участия в параде он вышел на сцену и отыграл свою роль в спектакле.
5 апреля 1979 года открылся клуб КСП на улице Трофимова.
На него попали и мы. Во время банкета пустили по кругу гитару, и известные барды пели за столом свои песни. Когда очередь дошла до нас, гитару взяли В. Котов(Сублимат) и А. Костев(Гвозди). Вот тогда Разгуляй заявил о себе в полный голос. Этот голос привел в полное замешательство «приближенных особ». Было очень смешно...». В 80-х в Разгуляе помимо обязательного парада, выходов, атракционов
и газет появляется еще одно действие – массовка, аналог «Взятию снежного
городка», любимой игре на Масленицу, которой забавлялись наши предки. По
нехитрому сценарию 2 великих импровизатора из группы О: со сцены комментировали
происходящее. К массовке никто заранее не готовился - это был в основном
экспромт. Утром после завтрака и аттракционов все группы делились по принадлежности
и разводились в разные концы поляны, после чего начиналась «Большая буза».
Что звучало как большой восклицательный знак в конце слета. Многие подходили
к поляне уже с рюкзаками, вступали в игру, отдавая ей последние силы, но
поднимая до максимума уровень адреналина в крови, а потом шли на электричку.
Очень популярными были также живые картины на заданную тему. Это кратковременное, но тоже сильное по своей эмоциональности действо. Здесь уже была видна работа сценариста режиссера, визажиста, а также художника по костюмам. |
|
---|