Разгуляй. Истории и лица.
(часть 8)


По бытующему в разгуляевских кругах мнению, весь период существования куста можно разделить на 3 неравных отрезка: ранний, средний и поздний Разгуляй. Первый из них -  самый короткий и наиболее запомнившийся. Граница между средним и последним стерта, и, если  о втором периоде жизни куста сохранились хотя бы отрывочные воспоминания, то о последнем  никто уже и сказать ничего не может, как о явлении, ставшем привычным и обыденным.  В чем состоит феномен нашего куста? Почему он перешагнул полувековой юбилей, когда как сам КСП, другие, творческие и не очень, кусты почили в бозе, наигравшись в эти игры уже много лет тому назад? Что тянет людей раз за разом приходить в декабрьский лес, садиться на выстуженные бревна, слушая одни и те же песни возле костра, стоять возле сцены, ловя сквозь пьяный гам обрывки фраз, радуясь каждой удачной, как своей? Что заставляет почтенных мужей, седых и пузатых, придумывать, репетировать и показывать на сцене скетчи, скача по ней козлом и заливаясь петухом? Почему от всей организации песенного Клуба осталось одно, далеко не песенной направленности, подразделение?

Потому, что Разгуляй никто никогда не воспринимал всерьез. Это было некое событие между более важными делами: будь то народный театр, сложные категорийные походы, диплом, диссертация, ответственная работа, дети… А Разгуляй – это просто промежуток, отдых, переменка, на которой не грех  повыделываться и оттянуться. Если с этих позиций взглянуть на разгуляевские слеты, то тогда становятся понятными безудержное пьянство, купеческие излишества, пафос с привкусом пошлятины и неприкрашенный разврат. Но наряду с этим зрелищность и патриотичность, слияние в творческом порыве и песенном экстазе.
К 1979 году куст сформировался в «творческий, лихой, самодостаточный, со своей яркой театрально-песенной направленностью, балаганной пестротой» союз независимых личностей. (А Зазнобкин)

А Зазнобкин: «Мне совсем не сложно вспомнить что-нибудь интересное о Диме Мартынове. Дементий был человеком оригинальным, многогранным и увлекающимся. Его идеи, кажется, затрагивали все виды человеческой деятельности. И, хотя наши отношения были неровными, они навсегда останутся в моей памяти, как тропа в горах – кто прошел ее раз, навек запомнит все подъемы и повороты».


Вот Димка Мартынов или Дементий, которого уже нет с нами.

Галина Кравченко, однокурсница Дементия: «Негласным лидером нашей компании был Димка Мартынов. Димка незаметно и незаменимо вписался в наш девчоночий коллектив: он водил нас на слеты, в походы, разводил костер и ставил палатки. Дементий своей грудью проложил нам дорогу в КСП. Помню, как он, сияющий, пришел в общагу, (это было в 1975г, на 5 курсе) и выпалил: Мне И.Каримов сказал, что, мол, хватит вам, ребята, хвостами ходить, давайте, заявляйте свои группы! Вот мы и заявили две, Чупитры и Клуб 538. Командиром Чупитр была И. Жеребина, командиром Клуба 538 – я, Галя Кравченко. В Чупитрах  оказались почти все девчонки. В творческом порыве они смастерили из лоскутков замечательный флаг, на котором были отображены ихние физиономии.
Димка был другом всех, казалось, у него не бывает плохого настроения. Он возникал в дверях нашей комнаты(общаги) улыбающийся, круглоголовый, со своим неизменным ежиком на голове и вечной 3-х дневной щетиной, с возгласом: А где мой зеленый друг? И шел ставить чайник на кухню. Димка очень любил пить чай. От него мы узнали, что лучший чай – это индийский, 3 сорт, потому как мелко порезан и, значит, легче отдает свой аромат, а грузинский – это просто фуфло, но как-то я круто заварила грузинский чай, а он пил и нахваливал, думая, что это индийский. Димка был влюбчив: он перевлюблялся во всех «подружек» по очереди, но остановился на Машке. Мы со Славой Спиридоновым были свидетелями на их свадьбе». 


Семья Мартыновых, 1977г.

И. Жеребина: Димка любил пошутить, правда, красноречием не обладал: он «выдавливал» из себя слова, делая большие паузы между ними, «украшая» фразы междометиями, потом, в кульминации рассказа, первым начинал смеяться, ухая, как филин. Но один из его «приколов» мне все время вспоминается. В общаге за чаем речь пошла о том, как можно проходить в метро без пятака: гуськом, следуя друг за другом, показывая прошлогодний проездной и т.д. На что Дементий сказал: «Хотите, я пройду мимо контроля, показав фигу?» Мы прыснули, радуясь удачной шутке, не поверив ни на грош. Нет, правда, убеждал нас он, я часто так хожу. Тут же отправились проводить эксперимент. Как сейчас вижу пустой кассовый зал на Курской, который пересекает Мартынов с озабоченным видом. При подходе к контролю, не снижая темпа, он шарит в карманах своей куртки, а потом быстрым движением достает из внутреннего кармана фигуру из 3 пальцев и, показав ее контролерше, с независимым видом скрывается за поворотом. Та провожает его недоуменным взглядом, пытаясь сообразить: то ли она чего не разглядела, то ли ей что-то померещилось.


Еще один герой Разгуляя - Володя Котов.

А. Зазнобкин: «Мне кажется, с Котовым я знаком целую жизнь. Кажется, всю жизнь у меня перед глазами маячила его нелепая худая фигура, ярко-рыжая борода и лысина среди рыжего венчика волос, с которой, вероятно, он и родился. Вечная шинель и спортивная шапочка дополняют картину. Не скажу, чтобы мы дружили, просто относились друг к другу с симпатией. Порою меня раздражали его самоуверенность и апломб сверх меры. Мне нравятся его песни, особенно «Воркута»,  хотя по-настоящему работать над стихом он не хочет. Песни выдают его наивную, чуткую и ранимую душу. Он противоречив: «застенчив до наглости», этим и интересен.
На слеты Котов приходил с красивейшими девушками, демонстрируя силу своей неотразимости в действии – мол, ни одна перед ним устоять не может, и все они у ног гения.
Но сам я лично был свидетелем пары историй, которые заставили усомниться в его славе сердцееда. На один из слетов Володя привел девушку, от которой мы ахнули: просто картинка из «Плейбоя». Весь вечер он крутился возле своей «фемины», создавая образ небрежно-талантливого отца-основателя куста Разгуляй. Когда он раньше обычного покидал дружеское застолье возле костра, уводя  девушку в палатку, все мужики с завистью глядели вослед. 
С утра было собрание командиров групп. Народ собрался как всегда помятый после ночи, но, против обыкновения, точно в срок. Потрепавшись, пропустив по стаканчику для опохмелки и собираясь перейти к делу, случайно обратили внимание на то, что нет Котова. Понимающе перемигиваясь, отправились его будить. Подойдя к палатке, начали тактично, но громко взывать к его совести. Все тщетно. Набравшись духа, мы отворили полу палатки и стали свидетелями потрясающей картины: в глубине, накрытая несколькими спальниками, спала «фемина», а возле входа, аки пес сторожевой, завернувшись в шинель и поджав длинные ноги под себя, лежал, посапывая, Володя.
 
 


На сей раз, герою-любовнику даже не досталось места в палатке.

На мой взгляд, Володя один из тех людей, которые принесли кусту Разгуляй всеобщую известность. Сейчас таких людей уже не делают: современные «молодые» уже не будут репетировать по 2-3 раза в неделю в течение 4 месяцев спектакль, который на слете будет сыгран за 15 минут. 
И когда я снова и снова приду на Разгуляй, одним из первых вопросов  к друзьям будет: «А Котов-то пришел?» Мы выпьем, поговорим о жизни, друзьях и телевидении. А потом, вспоминая безумства слета, мне почему-то будет казаться, что у лесного костра я беседовал с Дон Кихотом»


Сергей Оглоблин, Таракан

Ирина Жеребина: «Я думаю, что всему мужскому населению Разгуляя можно дать одно определение: влюбчив, то есть  чрезвычайно опасен для женщин. Это в очень большой степени относится к еще одной легендарной личности куста Разгуляй – Сергею Оглоблину. К счастью, мне не удалось испытать силу напора его пылких желаний, но по рассказам «потерпевших», я могу себе представить всю мощь его клокочущей энергии обольщения. Серега живет беспутную жизнь, связав ее с Разгуляем. Похоже, он не пропустил ни одного слета. Всегда остается желанным гостем с гитарой возле любого костра. Цельность, честность и человечность – по моим понятиям, это определяет человека. Один эпизод, который вполне его охарактеризует. 
Перед отъездом в Америку в 1999 году, я собрала небольшой девичник. Были приглашены и друзья-приятели мужеского пола, но они, кто с извинениями, кто без, не влились в нашу компанию. Приятно проведя вечер за «вдовьими» разговорами и спев всего лишь одну особо любимую нами песню А.Круппа «Пристроились морщиночки промежду глаз..» а капелла, все разошлись по домам. Я уже поудобнее укладывала усталую голову на подушку, когда зазвонил телефон. Это был Таракан. Ну, как посидели? - поинтересовался он – как попели? Узнав обстоятельства дела, он без колебания сказал: Сейчас час ночи, а в два я у тебя буду с гитарой. Вино есть? – Посидим и попоем – неизвестно, когда еще доведется. Я хотела возразить, подумав о спящей дочке и об оставшейся ночевать подруге, которой рано утром ехать на работу, но передумала: действительно, а вдруг это и вправду в последний раз? С двух и до пяти утра мы вспоминали старенькие песни, сидя на кухне. Провожая Серегу до дверей ранним утром, я не могла вымолвить ни слова, а благодарность осталась у меня внутри и полетела со мной в Америку.


Сергей Новиков, Дракон

Ярчайшая личность с массой достоинств и кучей недостатков, Дракон, Сергей Новиков, всегда отмахивался от Разгуляя руками и ногами, имея ну очень много других важных дел и обязательств, но всегда оказывался в гуще событий, являясь их вдохновителем и главным действующим лицом. 
К 14 слету Разгуляй(«Лучше нету того свету») он написал 10 заповедей(Евангелие от Дракона) для всех.
 
 
 

Вместе с тем к 30 слету он также составил список неотложных дел для себя.
ДЕЛА.
1. Установить вопрос с NN
2. Факела!!!
3. Информация о «выпивоне»
4. Скрепки отдать КК
5. Не нажраться раньше времени!!!
6. Речь!
7. Тост!!!


А. Зазнобкин, Полковник




Старейший, если не считать Дементия, член куста, один из его основателей. Вера в собственную исключительность – основная двигательная сила в его жизни. Если бы он не был «Полковником», он мог бы стать Наполеоном. 


День рождения Толи в «Башкино»

Толя всегда любил праздник: шумное веселье, дружеское застолье, смех развратных женщин и скабрезные шутки на пьяную голову. Наверное, в прошлой жизни он был грузин. Свой день рождения 9 июля очень долгое время отмечался им среди пойменных лугов речки Переплюйки возле станции Башкино по киевской ж. д. Этот день превращался в минислет, где Полковник в любезной его сердцу атмосфере царил среди своих друзей.

Мне трудно назвать человека более ответственного, чем Толя Зазнобкин. Он везде и всегда приходил вовремя, поражая своей пунктуальностью. Он физически не мог кого – нибудь подвести, всей душой переживая за дело. Вот так однажды сломав ногу, он все же пришел на слет с загипсованной ногой и на костылях, поскольку был занят в выходе группы по сценарию. После участия в параде он вышел на сцену и отыграл свою роль в спектакле.


Транспортировка «Толика в гипсе» со слета




5 апреля 1979 года открылся клуб КСП на улице Трофимова.
В. Рагимов: «... не помню в каком году состоялось долгожданное открытие клуба КСП на улице Трофимова. Оркестр Гвоздей пригласили поиграть перед входом для создания соответствующего настроения. Во время игры нас окружила смешанная из КСПшников, жителей близлежащих домов и просто прохожих толпа. Воодушевленный игрой оркестра, народ начал кидать нам деньги, и скоро их набралась целая шапка. На эти деньги Э. Каримов устроил банкет по случаю открытия клуба для особо приближенных лиц. 

На него попали и мы. Во время банкета пустили по кругу гитару, и известные барды пели за столом свои песни. Когда очередь дошла до нас, гитару взяли В. Котов(Сублимат) и А. Костев(Гвозди). Вот тогда Разгуляй заявил о себе в полный голос. Этот голос привел в полное замешательство «приближенных особ». Было очень смешно...». 

В 80-х в Разгуляе помимо обязательного парада, выходов, атракционов и газет появляется еще одно действие – массовка, аналог  «Взятию снежного городка», любимой игре на Масленицу, которой забавлялись наши предки. По нехитрому сценарию 2 великих импровизатора из группы О: со сцены комментировали происходящее. К массовке никто заранее не готовился - это был в основном экспромт. Утром после завтрака и аттракционов все группы делились по принадлежности и разводились в разные концы поляны, после чего начиналась «Большая буза». Что звучало как большой восклицательный знак в конце слета. Многие подходили к поляне уже с рюкзаками, вступали в игру, отдавая ей последние силы, но поднимая до максимума уровень адреналина в крови, а потом шли на электричку.
Наиболее запомнившееся народу действие было посвящено юбилею Куликовской битвы и называлось Мамаево побоище.
В Куликовской битве Гвозди были русскими, Оверкиль - татарами, Орфей – засадным полком Боброка. 

  Очень популярными были также живые картины на заданную тему. Это кратковременное, но тоже сильное по своей эмоциональности действо. Здесь уже была видна работа сценариста режиссера, визажиста, а также художника по костюмам.


Одна из них «Оборона Козельска»:
 
 

Продолжение может быть будет (см. Приложение).

 
Бард Топ TopList

Реклама: