Ведущий Алексей Цветков
Песни бардов - жанр недавнего прошлого. В Интернете
они живут и по сей день.
Рассказывает Александр Костинский.
В конце восьмидесятых Булат Окуджава с грустью отметил
"Авторская песня родилась на московских кухнях,
на них же она и умерла".
Эту мысль разделили многие. Сарказм критики лег надгробием на еще одно
порождение шестидесятых.
Где новые авторы сравнимые с Галичем, Высоцким, Городницким, Визбором,
Кимом? Где чистота первых концертов и фестивалей? И объяснение нашлось вполне
правдоподобное. Наиболее четко его выразили Вайль и Генис: "Читать эти
песни
практически невозможно. Песни бардов - конечно, и не музыка и не исполнительское
искусство. Кажется, один только Евгений Клячкин играл на гитаре почти
профессионально. Все дело, действительно, в соответствии эпохе. Притягательность
поэтически-музыкально-вокального комплекса бардов - как влюбленность,
когда
качества объекта трудно различимы, а важна только исходящая от него
эманация.
Вселенский интим Окуджавы
стал квинтэссенцией песенного жанра. Такое лирическое сгущение
позволило его песням пережить крах романтики, когда гитары перешли в
разряд трогательного и стыдного - как солдатики и куклы" (конец цитаты).
Звучит убедительно, но у этой логически стройной точки зрения есть один,
но труднопреодолимый недостаток. Она противоречит реальности,
противоречит фактам. Судите сами. Только в Интернете сейчас более трехсот
узлов посвященных авторской песне. Женева и Красноярск, Сан - Антонио и
Баку, Франкфурт, Минск, Хайфа и так далее, и так далее. Все это легко видеть
на узлах Всемирной паутины www.bards.ru или ksp.edison.ru. А как объяснить
ежегодные сто сорок тысяч участников Грушинского фестиваля?
А многотысячные тиражи компакт-дисков и CD-ROM-ов авторской песни,
раскупаемые на компьютерных рынках? А десятки радиопрограмм, идущих
по всей стране?
Эпоха совершенно другая. Какая уж тут романтика. Но почему-то опять
"кубики льда в стакане звякают легко и ломко" и "странный узор на скатерти
начинает рисовать рука"...
Да, "дорога за туманом и за запахом тайги" вела в никуда. Она невольно
расширяла границы и могущество государства от всевидящих глаз и ушей
которого взбирались на вершины и сбегали в тайгу. Да, "атланты"
поддерживали не только небо "на каменных руках", но и империю.
Почувствовали они это, когда империя начала рушиться, увлекая их за собой.
Но достичь то они хотели неба.
Может быть, секрет авторской песни в том, что ей удалось, обращаясь к
каждому, создать атмосферу общности, братства физиков и лириков, которых
власти вынуждены были терпеть, а иначе, кто будет "делать ракеты" и
"перекрывать Енисей"?
Можно с иронией оглядываться на "поющие поезда, самолеты, подводные
лодки", но доезжали, долетали и доплывали они часто потому, что их
сплачивала и вдохновляла не казенная пропаганда, а авторская песня,
которая несла мощный импульс преодоления: "И бульдозеру нужно мужское
плечо", чтобы на плато Расвумчор пришла весна. И это преодоление - не
слово, а дело.
Взаимодействие личность - общество, личность - группа при нашей сильной
литературной традиции часто сводится к проблеме поэт и толпа. Но не
всегда "умный в одиночестве гуляет кругами". Часто Аристотеля в прогулках
сопровождали ученики, а Цезаря - соратники. И кроме государства и
общины, которые по большей части подавляли человека, призывая к
соборности - "раньше думай о родине, а потом о себе" - существуют еще и
научные школы, как у Платона, или Нильса Бора, которые пытаются
нарисовать картину мира, или инновационные фирмы, подобные молодым
Эппл и Майкрософт, бросившим вызов монстрам семидесятых - IBM и HP. И
одержать победу в такой борьбе имеют шанс только сплоченные команды, а
не лихие одиночки голливудских боевиков. Но ничего так не объединяет, как
сплав музыки, слов и дружеской интонации.
Те, кто был на тренингах преуспевающих западных фирм с удивлением
обнаруживал, что часто там учили не только бизнесу, но и коллективному
пению и играм. Джек Стэк, выдающийся кризисный менеджер, вытащивший
из безнадежной ямы не одну фирму объясняет это так: "Игра сметает все
препятствия. Люди начинают осознавать, что они идут в одной связке, что
проигрывать и выигрывать они будут вместе. И, конечно же, всем нравится
выигрывать вместе. Это гораздо приятнее, чем в одиночку".
Когда, порой справедливо, говорят о слабости современной авторской песни
в сравнении с классическими образцами и этим доказывают ее
исчерпанность, то хочется поинтересоваться: есть ли сейчас в Вене
композиторы ранга Гайдна, Моцарта, Бетховена? Но разве ушла с ними и
отжила венская классическая школа и о чем говорят ежегодные
многолюдные музыкальные фестивали?
А может быть нет ничего удивительного в том, что авторская песня
слушается уже третьим поколением? Может есть в ней что-то большее, чем
"романтика"?
Продолжается медленный распад империи, разъедаемой изнутри. Вместе с
долгожданной "свободой и правдой" неожиданно пришли не процветание и
творческий труд, а коррупция, безработица и усталость. Стало понятно, что
дело не только во власти. И в поисках опоры, нащупывая "свой путь" в
нынешней неразберихе "класс специалистов", как называл его Андрей
Амальрик, обнаружил собственный ресурс выживания - авторскую песню,
которая дает может быть и несбыточную, но утоляющую надежду. И,
наверное, прав Александр Городницкий: "Не только и не столько на
московских кухнях родилась авторская песня и о смерти ее сообщили,
видимо, преждевременно".
|
Ответить |